Перелистывая страницы истории международной деятельности Киева в княжеские времена, приходишь к неожиданному заключению: а ведь творилась она в значительной степени руками прекрасного пола! Такого, пожалуй, не было ни в одном ином государстве!
Нет, мужчины, князья, конечно же, тоже пеклись об укреплении международного авторитета Киевской Руси, но преимущественно силой оружия. Успешно ходил на Византию Аскольд, на вратах гордого Царьграда прибивал свой щит Олег, их подвиги повторяли Игорь, Владимир Великий, добиваясь от Византии выгодных для себя договоров и соглашений. Ярослав и другие отгоняли от своих земель диких кочевников. Всего этого не отнимешь. И все же...
Князю Владимиру для того, чтобы заставить хитрых византийцев выполнить соглашения, пришлось идти на соседей новой войной, штурмом брать Херсонес - только после этого, в частности, василевсы отдали ему Анну в жены. А вот легендарная Ольга обошлась без морских сражений и осад городов. Та самая Ольга, которая, по преданиям, так здорово отомстила древлянам за смерть своего мужа - и их предводителей заманила в ловушку, и город Искоростень сожгла, запросив в виде дани с каждого дома по нескольку голубей и воробьев, а потом послав с ними зажженную серу.
Что здесь правда, а что - легенда, попавшая в летописи, кто уже разберет. А вот о ее миссии в Константинополь к императору Константину Багрянородному сохранились документы, самими византийцами составленные. Уж им-то возвеличивать Ольгу не было никакого смысла. Тем не менее в них мы находим подробные описания пышного приема Константином Багрянородным русской княгини. Она не простиралась перед византийскими правителями ниц, как этого требовал придворный этикет, ограничилась лишь легким поклоном. В ее честь устраивались громкие празднества, ей якобы сделал предложение сам император, но она сумела при помощи своей женской хитрости красиво его отклонить и в то же время решить все государственные вопросы с выгодой для себя и для Киева.
Ольга - это пример, ставший уже хрестоматийным, но далеко не единственный. Когда французский король Генрих сделал предложение дочери Ярослава Анне и прислал к ней сватов, она отправилась в путь отнюдь не кратчайшим путем. Ехала через Польшу, Венгрию, Германию. Зачем?
В Польше она намеревалась навестить свою тетку Добронегу, бывшую в то время женой короля Казимира, в Венгрии - родную сестру Анастасию, жену короля Андрея и, естетственно, тоже королеву. А еще у нее была сестра Елизавета, ставшая супругой норвежского принца Гаральда и взошедшая на северный трон. Вот какая сеть очаровательных и мудрых киевских агентов была рассеяна по Европе!
Слово «мудрых» мы употребляем не только из уважения к высокому происхождению и званию царствовавших особ. Сегодня хорошо известно, что та же Анна Ярославна, королева Франции, по уровню знаний и интеллекту во многом превосходила своего царственного супруга. Вернее, супругов - сначала Капета, а потом Валуа.
Теперь часто употребляют выражение: по успехам спортсменов в мире составляют представление о новой Украине. Можно смело утверждать, что по женам правителей - киевлянкам создавалось впечатление о всей Киевской Руси. Та же Анна французская не просто заседала рядом со своим супругом на различных государственных советах, но и принимала активное участие в решении важных проблем, снискала уважение и любовь французского народа своей заботой о его благосостоянии, развитии культуры. А кроме того, своими действиями Анна укрепляла союз Киева с Францией, имевший большое значение в борьбе против Византии.
Как свидетельствуют исторические хроники и отдельные сохранившиеся документы, далеко не сладкой была жизнь у киевлянок, заброшенных судьбой на европейские троны. В чужой стране, вдали от родных и близких, с человеком, к которому не испытываешь никаких чувств... Исключение составляет, может быть, только Елизавета Ярославна. Сначала она отвергла чувства норвежского принца Гаральда, но в конце концов была покорена качествами этого воина и поэта, полюбила его.
Гаральд был настоящим рыцарем, он посвятил своей возлюбленной балладу. Остальные же королевы, как правило, просто несли свою нелегкую службу. Жизнь почти каждой из них была подвигом.
Ну а что сегодня? Какова роль представительниц прекрасного пола нашей страны в созидании ее международной политики? Конечно, киевлянкам, вышедшим замуж за иностранцев, сегодня несть числа. Их отыщешь в любой стране любого континента. Правда, не на тронах и даже не в парламентах. Да и времена ведь ныне другие, чтобы заниматься внешней политикой, вовсе не обязательно связывать себя брачными узами. Есть много других способов. Но почему-то они не для наших дам. Много ли найдется, например, Чрезвычайных и Полномочных Послов или хотя бы консулов в зарубежных странах? Да и внутри страны этот резерв используется весьма скромно. Потеряли, что ли, наши женщины веками копившийся опыт?
Так и хочется воскликнуть: господа, ищите женщин! А то ведь расхватают предприимчивые иностранцы на ПМЖ по газетным объявлениям.