UA / RU
Поддержать ZN.ua

Исчезли конкурсные дни. Музам в столице приказано — «Замолчать!»

Кризис кризисом, но ведь жизнь на этом не заканчивается. И не умолкают звуки во вселенной, если у власти не хватает средств на серьезные художественные мероприятия, а на политические безумия денег хватает регулярно...

Автор: Леся Ильенко

Кризис кризисом, но ведь жизнь на этом не заканчивается. И не умолкают звуки во вселенной, если у власти не хватает средств на серьезные художественные мероприятия, а на политические безумия денег хватает регулярно. Недавние скорбные новости — в столице заморожено несколько громких творческих форумов. Среди них — Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица, а также Международный фестиваль «Серж Лифарь де ля данс». И это, очевидно, еще не предел. Под сурдинку кризиса все спишут...

У каждого из этих форумов своя особая история. Были периоды ренессанса, были и более скромные творческие этапы. Но как бы там ни было, для культурной карты столицы такие мероприятия — только украшение. На фоне всеобщей бездуховности и культа пошлости. Разумеется, большая игра в классику стоит немалых денег. Тут с властями не поспоришь — мероприятие не из дешевых… Но денег всегда не хватало — на искусство. В последнее время эту «статью расходов» вообще сократили до трагического минимума…

— Надежда на то, что VIII Международный конкурс молодых пианистов, назначенный на апрель 2009 г., состоится, начала таять еще в ноябре прошлого года, когда после проведения конкурса «Горовиц-дебют» мы ожидали положенное нам по договору между фондом конкурса и городским управлением культуры и искусств финансирование, — делится своими переживаниями с «ЗН» заслуженный деятель искусств Украины Юрий Зильберман. — В декабре (10.12.08) закончился срок подачи заявок на весенний конкурс, и к Новому году поступило более 100 заявок из многих стран мира. По условиям конкурса, опубликованным и разосланным два года назад, мы должны были 20 января вывесить в Интернете (опубликовать) состав жюри. А до 1 февраля — провести отборочный тур и сообщить претендентам, допущены они (или не допущены) к участию в конкурсе. И даже несмотря на то, что и летом, и осенью у нас были заверения города и министерства в том, что конкурс будет внесен в план 2009 г., мы в январе еще раз обратились с просьбой подтвердить возможность финансирования конкурса в апреле 2009 г. И тут получили ответ: «Предлагаем перенести конкурс на 2010-й».

— Чем чреват такой сдвиг в сроках? Вы потеряете творческих партнеров? Пострадает репутация конкурса?

— Легко сказать: «Перенести»! Во-первых, конкурс Горовица — член Всемирной федерации музыкальных конкурсов, одним из правил которой запрещено самостоятельно переносить конкурс, не уведомив федерацию. Сделано это для того, чтобы самостоятельный перенос не навредил каким-либо другим состязаниям, проводимым в то время, на которое перенесен конкурс. Скажем, если бы в апреле 2010 г. проводился конкурс Вана Клиберна, то его дирекция могла поставить вопрос на ежегодной Генеральной ассамблее федерации о недопустимости переноса конкурса Горовица на это время. Мы это преодолели: счаст­ливая случайность, но мы не «столкнулись» в апреле 2010 г. ни с одним федеративным фортепианным конкурсом…

— Сколько времени, как правило, занимает подготовка к такому конкурсу, как ваш?

— Подготовка к конкурсу — это полтора-два года интенсивных занятий (по 6—8 часов в день). А для зарубежных музыкантов еще и весьма дорогостоящее удовольствие, поскольку один частный урок для подготовки к конкурсу стоит не менее 100 долларов.

— Но ведь не все измеряется только деньгами...

— Безусловно, есть такое, кажется, уже забытое понятие — «доверие». Модные — «престиж», «рейтинг» — как-то не согласуются с ним. Вчера было престижное — сегодня нет, вчера рейтинг был высоким — сегодня «несколько опустился». Что из того? Обыденно и внимания вряд ли стоит. А вот потерять доверие…

Это многого стоит — завоевать доверие. К этому конкурс Горовица шел упорно и немало лет. Организация концертов наших лауреатов в Карнеги-холл в Нью-Йорке, зале Лиги Наций в Женеве и Юнеско в Париже, а также многих других (их около 300 в 26 странах) — тяжкий труд. Двухмесячные, проводимые 11 лет «Киевские летние музыкальные вечера» — фестиваль, собственно, и придуманный, и существующий только для того, чтобы молодые исполнители могли концертировать, — это разве сахар, мед? Или непрерывная головная боль дирекции (и это на ней) конкурса? Летняя академия, на которую съезжаются вот уже восемь лет музыканты из десятков стран мира, созданные три года назад «Виртуозы планеты», — единственный в своем роде фестиваль «золотых» лауреатов элитных конкурсов, записи дисков, мультимедийных «путешествий» по конкурсу и еще, еще…

— Вы считаете, что столица не очень-то и озабочена своим музыкальным реноме?

— Я хочу сказать, что доверие (можете назвать это признанием, но признавать можно и не доверяя) было завоевано, но только не в своей стране. Городу оказалось как-то все равно: есть ли на музыкальной карте мира Киев или нет. А Министерство культуры — профессионалы, которые первыми должны были бы дорожить своим достоянием (ведь они — в организаторах конкурса Горовица с 1995 года!), как бы и не видит его на фоне серости и убогости проводимых им «заходів». Хотя конкурс Горовица можно смело отнести к большим достижениям музыкального искусства страны.

— Есть ли гарантии, что перенесение даты проведения конкурса не станет предлогом для его возможного закрытия — именно из-за финансовых проблем?

— Я лишь констатирую то, что есть. VIII Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица (средняя и старшая группы) перенесен на апрель 2010 года. Перенесен ли? Дай Бог, если это так. Хотя верится с трудом — сегодня, наверное, нет ни одного человека в стране, не услышавшего в ответ на любое свое притязание, уже застрявшее в зубах: «Кризис же, батенька! Что ж вы хотите?» Благословлен КРИЗИС! Что бы они говорили и делали, если б не он?

Из досье

Со времени основания Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица (1995 г.) в соревнованиях принимали участие 1217 молодых музыкантов из 32 стран мира. Было организовано более 300 концертов победителей конкурса в 26 странах. Многие лауреаты конкурса впоследствии становились победителями престижных мировых музыкальных состязаний. Среди таких имен — Александр Гаврилюк, Алексей Колтаков, Денис Прощаев, Вадим Холоденко, Евгений Уханов, Константин Товстуха, Дмитрий Онищенко, Мария Ким, Чун Вай Чин Речел, Алексей Горлач и многие другие. В 2004 году форум вступил во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов. А год назад VIII Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица приняли в Генеральную ассамблею EMCY.