Ее многие знают по романсу «Зимняя ночь» на стихи Б.Пастернака. А любовь к романсам так велика, что во время нашей беседы мы то и дело возвращались к ним. Обаятельная, нежная, поэтическая натура, обладательница сказочного голоса Ирина Сказина - наша гостья.
- У тебя особая любовь к романсам?
- Первый романс я спела в три года. Это был романс на стихи Есенина «Отговорила роща золотая».
- Представляю, как трехлетняя девочка поет: «Не жаль мне лет растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь...»
- А я других песен-то и не знала, кроме романсов. Я выросла на них. Потом была музыкальная школа. И с 5 класса театр в подольском доме пионеров. Надо сказать, что я безумно любила музыкальные роли, где нужно было петь. Может быть, эта детская любовь к театру и привела меня позже на факультет режиссуры театрализованных представлений и шоу-программ института культуры. Скрывать не буду, поступила я с четвертого раза...
- Такому упорству можно только позавидовать. Добиваться поставленной цели, несмотря ни на что, - это твое жизненное кредо?
- Я такой человек, что рано или поздно добиваюсь своего. Во всяком случае стараюсь. И время меня не смущает. Но все стараюсь делать честно, ибо знаю, что Бог наказывает нечестных. Так что хождение по трупам - это для меня табу. Никому дороги не хочу переходить и не желаю зла. Вот это, видимо, мое кредо.
- Ты росла в музыкальной семье?
- Нет. Только бабушка с консерваторским образованием да крестная мама педагог в училище им.Глиэра.
- То есть тобой занимались профессионалы уже с детства? А когда же пришел первый успех?
- В 1992 г. вышел мой первый магнитоальбом украинских песен. Может помнишь «Эльдорадо», «До побачення», «Знаю і не вірю»...
- Да, но особенно были популярны «Чорнобривці», годом позже.
- Было много и других песен. Просто я тогда работала сама, без продюсера. Так и получилось, что я шесть лет пела, а услышали меня лишь сейчас. В один прекрасный момент я поняла, что без денег и помощников мне будет очень трудно реализовать себя. Я предпочла остановиться, подумать, спланировать и уж потом идти дальше.
- О хорошем продюсере мечтают многие. С этим можно поздравить!
- У меня и продюсер хороший, и стилист, и модельер. Они мои друзья, и я чувствую колоссальную поддержку, когда они рядом.
- Особую популярность тебе принес романс «Зимняя ночь» на стихи Б.Пастернака. Как возникла мысль спеть именно эти стихи?
- Открою маленький секрет. Этот романс я знаю уже более десяти лет. Я его часто пела под гитару в кругу друзей.
- То есть музыка твоя?
- Нет. Музыку написал мой друг Игорь Печерский. Я только что вернулась из Трускавца. Там на «Шлягере-96» именно этот романс я представляла в номинации «Песня года».
- Что для тебя значит романс?
- Это что-то святое, часть моей души. Это я, поскольку романсы я любила и пела всегда. Есть у меня мечта выпустить альбом с романсами. Но не с теми, всем известными и заезженными. Я знаю много красивых, нежных, но малоизвестных романсов от моей бабушки. Может быть, в этот альбом войдут и совсем новые, современные романсы.
- Я знаю, что пока ты готовишь альбом украинских песен. Но все же бытует мнение, что, мол, Ира поет на русском, Ира собирается в Москву...
- Я была не раз в Москве. Да, у меня есть там друзья. Да, мне предлагали там работать, петь. Но сейчас думать о Москве было бы просто не серьезно. Зачем, коль у меня здесь есть продюсер и мои друзья. Даже те песни, которые мне предлагают там, я буду записывать здесь. Тут есть такие возможности и здесь моя работа.
- А работы хватает. Столько различных фестивалей, встреч, съемок...
- Везде не успеешь. Да и надо ли? Стараюсь, конечно. Недавно я побывала на прекрасном фестивале «Море друзей», который проходил в Ялте.
- А где же твой крымский бронзовый загар?
- В том-то и дело, что за неделю пребывания в Ялте даже и отдохнуть не получилось. Нет, конечно же, я была на пляже. Где-то так около 4 утра, когда мы ехали к морю. Нужно было снять восход солнца. Открою секрет, это будет мой новый клип. Потом завтрак и снова съемки. А еще выступления в гала-концерте, куда меня пригласили организаторы фестиваля.
- А каков сюжет клипа и какая песня положена в основу?
- Пока это тайна, ведь я хочу устроить презентацию клипа. Могу лишь сказать, что слова и музыку написал А.Егоров, а аранжировал В.Тишлер.
- Я знаю, что ты тонкий ценитель прекрасного. Кто твои любимые поэты, кроме Б.Пастернака?
- Это и Есенин, и Пушкин, Цветаева, Ахматова, Блок, Анненский, Л.Украинка, Л.Костенко, Л.Гнатюк.
- Элитарная поэзия рождает элитарные музыкальные произведения. Романс ведь тоже достаточно элитарный жанр?
- Я не стремлюсь к тому, чтобы при первых аккордах моих песен вся Украина вскакивала, становилась на дыбы, скандировала что-то. Романс - это то, без чего я не могу жить, к нему тянется моя душа, в нем я черпаю и силы, и вдохновенье. И самое главное, что в нем заключена огромная положительная энергия. Романс стоит раз услышать, например по радио, потом звучит очень долго, но уже ты ходишь и его напеваешь. Для романса характерна изысканная музыка и глубокая поэзия. А это всегда было признаком элитарности.
- Ты романтик?
- Романтик, лирик. Прагматизм мне неприятен. Я скажу больше. Прагматикам кажется, что они легко чего-либо добиваются, что им легче жить. Но несмотря на эту уверенность они осознают, но уже где-то так на пенсии, что жизнь их была сложна и построена на сплошных компромиссах. И на обмане себя самого, в конце концов.
- Ира, тебя в жизни предавали?
- И не раз! Подло, мерзко и низко. Бог им судья, и я прощаю. Есть люди мстительные, но я не из таких.
- Каждой женщине свойственно желание быть любимой и желанной. Но когда приходит популярность на эстраде и ты уже нравишься многим - вот к такой любви, видимо, относишься с осторожностью?
- Я никогда не искала дешевой популярности себе. Если человек не может выразить себя в творчестве, он обязательно ищет чего-то, чем можно повысить свою смотрибельность. То ли кулек на голову наденет, то ли юбку до ушей задерет.
- И все будут утверждать, что, мол, «круто!», вы не понимаете, это же авангард...
- Я поражаюсь этому. Еще почему-то каждый рвется в «секс-символы». Сколько не раздевайся, сексуальней ведь не станешь. Я думаю, что женщина будет сексуальной тогда, когда ее захочет раздеть ее мужчина. Как известно, это происходит наедине, а не на сцене. При нормальных отношениях, естественно. Я считаю, если поешь, то пой так, чтобы тебя именно за это любили, за голос, репертуар. Может, меня кто-то захочет упрекнуть в старомодности? Я не буду спорить. Просто я все равно буду заниматься тем, что вечно, что было, есть и будет. Именно таким искусством, которое может приносить радость людям и доброе настроение. Меня еще в детстве учили, что песню можно спеть, а можно пропеть. И ничего не состоится.
- Ты любишь дома послушать свою музыку?
- Люблю. У меня богатая фонотека, так что я слушаю и других. Кумиров у меня нет, но мне нравятся Стинг, Шаде, Даеер Стрейтс, Маккартни, Джо Коккер...
- А ты пробовала сама писать музыку?
- Я очень критична в отношении к своему творчеству. Песни на мои стихи есть, а вот музыка... Пока еще ничего говорить не буду.
- Тексты для песен ты заказываешь или тебе их приносят готовыми?
- Заказываю. Например, прочитав Проспера Мериме, мне захотелось спеть о Кармен. И я заказала вот такую тему А.Ягольнику. Так родилась «Кармен».
- А о чем тебе хочется спеть сейчас?
- О настоящей любви, о сильной женщине.
- О Жанне д'Арк?
- Нет, еще о более сильной.
- А разве хорошо, когда женщина сильная?
- Да, тогда она может вынести одна, на своих плечах, все.
- И даже мужчину?
- Мужчина здесь ни при чем. Когда есть мужчина и женщина влюбляется, естественно, она становится слабой.
- Вот это уже прекрасно!
- Женщина становится женщиной лишь в состоянии влюбленности.
- Так она же тогда слабая! Предлагаю спеть о слабой женщине.
- Согласна, слабая... Кстати, я тоже такой бываю (смеется).
- Я искренне желаю тебе всегда быть такой! И, конечно же, успехов в творчестве!