Международный кинофестиваль - дитя XX века. Не Бог весть какое важное, но любимое. Суть МКФ, полагаю, состоит в дозированном и безопасном выпуске на волю джина по имени «дух времени» из его узилища под названием «повседневность». Этой глобалистичной искренностью МКФ схожи с международными конфликтами («горячими» и «холодными»), но, по понятным соображениям, гораздо предпочтительнее их. Сравнение не случайно. Дело в том, что если отцом МКФ считать киноискусство, то матерью была именно политика. Первый в мире МКФ состоялся в 1932 году в муссолиниевской Венеции. Следующий родился в 1935-м в сталинской Москве. Как вы думаете, что хотели сказать миру «отцы народов», Бенито и Иосиф, в зените своей славы выступая в качестве основоположников международного фестивального движения? А что им собирался «ответить» французский Народный фронт, организовывая в 1937-м еще один МКФ на Всемирной выставке в Париже? Симптоматично, что на одно и то же время - осень 1939-го - нацизм назначил мировую войну, а социал-либерализм - очередной МКФ, первый Каннский. Языком оружия время высказывается о себе несравненно искреннее, чем при помощи художественно-эстетических обиняков. Поэтому так застенчивы музы при пушках. Кинематографический Канн родился лишь в 1946-м.
Послевоенное полустолетие внесло в природу МКФ еще одну существенную компоненту - рыночно-коммерческую, но отнюдь не упразднило врожденную политическую. Тандем социалистических Московского и Карловарского МКФ противостоял дуэту капиталистических МКФ - Венецианскому и Каннскому. Это ли не эманация духа «холодной войны»? А одесский «Золотой Дюк» 1988-го стал событием и одним из символов «перестройки», восстав против ниноандреевской попытки удушить ее в колыбели. Сегодня московский «Золотой Витязь» небезуспешно консолидирует набожный славянский национализм... В прошлом номере «ЗН» Светлана Короткова писала о наплыве политиков на международном «Кинотавре-99», о доминировании на нем эстрадно-попсовых звезд и призах «правильным» лентам «Блокпост» и «Ворошиловский стрелок».
Разве во всем этом не слышен отзвук предвыборно-российского «голосуй или проиграешь»?
Баланс искусства, социальности и коммерции в формуле МКФ - вообще вещь непростая. Очевидно, в ближайшее полугодие последние фестивали девятисотых окончательно прояснят, достижима ли такая гармония еще в этом веке. А вот несколько свежих новостей об МКФ, имеющих быть вскоре в наших окрестностях. С 19-го по 29 июля с.г. все-таки проходит XXI Московский МКФ, а в его рамках - второй Кинофорум стран СНГ и Балтии. Предполагается, что Украина на внеконкурсных просмотрах форума будет представлена только-только завершенным на Одесской киностудии первым (!) в этом году игровым фильмом «Как казак счастья искал» Радомира Василевского и Вилена Новака. Здесь же украинские киноведы собираются участвовать в международном симпозиуме «Национальные модели кино в контексте мирового кинопроцесса конца XX века», дне автора и других интеллектуальных акциях, резюмирующих киноэпоху.
Глубокий вдох перед прыжком в водоворот новых испытаний делает глава Гильдии киноактеров и президент фестиваля «Стожары» Нина Ильина. Наметились солидные спонсоры, сроки (12-20 сентября с.г.), режиссер-постановщик массовых действ (В.Балкашинов), контуры программы и концепции. Очередные «Стожары», видимо, пройдут под знаком актерской исповедальности: перед профессией и публикой, перед самим собой и уходящим веком. А потом, в последней декаде октября - «Молодость», концепция которой, впрочем, всегда оставалась неизъяснимой. Наконец, во второй половине ноября Союз кинематографистов Украины планирует провести амбициозный интеллектуально-кинематографический фестиваль «Евразия как судьба», хотя пока неведомо, найдутся ли для этого деньги.
...Есть мнение математически мыслящих граждан: столетие и тысячелетие оканчиваются только с концом 2000 года. Есть мнение другой группы летоисчислителей: отсчет новой эры шел от воображаемого «нулевого» года, поэтому финал тысячелетия приходится на нынешний год. В любом случае 1900-е точно истекут к ближайшему январю. Не верите, узнайте у первого встречного компьютера. Там, за хронологической гранью, навеки останется молодость кино и наша с вами молодость, с чем было связано множество иллюзий. Иллюзия жизнеподобия кино - одна из них. Впереди - неведомое. Возможно, вера в кинематографичность жизни. Будущее начнет проясняться на новых МКФ - 01, 02, 03 и т.д. - кому на сколько хватит аккредитации.