Летняя гастрольная практика украинских театров — скорее тема для ностальгического эссе: ах, помнится, как часто кто-то куда-то приезжал, обменивался творческим опытом, радовал зрителей других городов, «подзаряжался» их энергией, на других смотрел, себя показывал… «Как меня в Харькове принимали, батюшки мои, до сих пор голова кружится!» Увы, давно уже полноформатные гастроли (а не разовые выезды) для наших театров — и эксклюзив, и нечаянная радость. Давно ли подчевали хотя бы столичных театралов уж не говорю декадой, а хотя бы неделей своих сценических достижений региональные театры — из Донецка, Симферополя, Харькова? В большей степени, конечно, везет столичным коллективам — они на виду, ближе к стенам Минкульта. Вот и недавние летние гастроли Национального театра имени Ивана Франко в Харькове оказались «полноценными» по многим факторам. И по количественному: десять спектаклей действующего репертуара. И по качественному: успех франковцев был очевиден — переполненные залы даже в неимоверную жару, овации, а также ощущение слегка подзабытой, подлинной театральной энергетики.
Харьковские гастроли франковцев заставили по-новому взглянуть на проблему существования репертуарного театра в Украине. И, полагаю, не только для меня они явились еще и неким театральным откровением. Объяснить это можно в том числе и художественным контекстом, на фоне которого видится нынешнее творческое состояние киевского театра, а также его возможные перспективы.
Десять спектаклей, привезенных в Харьков (по нынешним временам — это огромный гастрольный репертуар), представили срез жизни «живой труппы», коллектива ищущего и творчески неспокойного. Разные по стилю и жанру постановки — «Украденное счастье», «Тевье-Тевель», «Кин IV», «Соло-миа», «Шякунтала», «Наталка Полтавка» (на большой сцене), «Отец», «Дредноуты», «Зачарована Десна», «Каин» (для малой сцены). Здесь исторический экскурс — например, легендарные постановки Сергея Данченко, прошедшие серьезные испытания временем («Украденному счастью» с неизменным Ступкой в роли Мыколы Задорожнего — уже более четверти века ). Здесь и современные театральные ракурсы — талантливые, хотя и неоднозначные режиссерские опыты Александра Анурова, Андрея Приходько, Петра Панчука, Александра Билозуба. Предполагаю, что некоторые, к примеру, могут возразить, не приняв новое прочтение франковцами «Наталки Полтавки» Котляревского с современными аранжировками Олега Скрипки. Будучи человеком довольно консервативным, все-таки убеждена: канонизировать классику не всегда целесообразно, особенно если театр стремится быть услышанным (и увиденным) молодым зрителем. Другое дело, что, осваивая новый сценический язык, нельзя терять художественную меру, переходя на расхоже-уличный сленг. Мне кажется, что режиссер франковской «Наталки» Александр Ануров все же избежал облегченности и элементарного упрощения в нехитрой истории любви героев Котляревского, украсив сюжет новыми ритмическими музыкально-действенными обертонами. Татьяна Михина (в роли Наталки) уверенно лидирует в бойком молодежном ансамбле, раскрывая и свои вокальные данные, и талант драматической актрисы (остается только сожалеть о том, что харьковская сцена потеряла столь яркую индивидуальность). Зрительский успех «Наталки Полтавки» в Харькове оказался без преувеличения ошеломляющим. Два показа — два триумфальных вечера. Впрочем, зрители столь же радушно принимали и другие репертуарные спектакли театра, не жалея аплодисментов для Богдана Ступки, Натальи Лотоцкой, Анатолия Хостикоева, Натальи Сумской, Остапа Ступки, Петра Панчука, Полины Лазовой, Ларисы Руснак и многих других актеров. Порою создавалось впечатление, что какая-то мощная энергетическая волна зрительской любви к подлинному театру долго скапливалась в душах харьковских зрителей — и вдруг выплеснулась наружу шквалом оваций.
В одном из интервью Богдан Ступка заметил, что сегодня делает ставку на молодежь, ибо она — будущее театра. В этом тезисе нет ничего оригинального. Нынче многие «делают ставку на молодежь». Однако Богдан Сильвестрович подкрепляет слова делом. Доверяя молодым, он несет и художественную ответственность за них. Ведь не каждая «проба пера» молодого режиссера или актера вызывает одобрение критиков или коллег. Впрочем, без таких потерь невозможно и продвижение вперед.
Молодой режиссер и актер театра Александр Билозуб сочинил тонкий, оригинальный музыкальный спектакль «Соло-миа» о драматической судьбе великой украинской певицы Соломии Крушельницкой. И здесь оказались открытия — Полина Лазовая, Лариса Руснак, Александр Форманчук. Эти актеры, довольно органичные в заданной режиссером пластической и подчеркнуто эстетской сценической среде, демонстрируют новые, прежде скрытые возможности труппы.
* * *
Стабильность репертуарных театров в Украине во многом сегодня зависит от личности, возглавляющей творческий коллектив. К сожалению, ярких личностей явно недостаточно (хотя театров много). Давно следует осознать, что художественное руководство — это и стратегия жизни целого коллектива, направленная на его творческое развитие, это и формирование таких условий работы, при которых каждый актер чувствует себя достойным сотворцом общего процесса, а не запуганным страхом увольнения рабом, постоянно твердящим о зависимости своей профессии. Осознаю, что это несколько идеализированная модель. Но все же мне кажется она вполне реализуема.
Богдан Ступка — это планка в профессии. У него многому и многим можно учиться (некоторым просто посчастливилось быть его партнером по сцене). Кроме этого, Ступка — человек большой театральной культуры, ученик Бориса Тягно (последователя Леся Курбаса). А это неразорванная связь времен, это — корни. Когда во время харьковских гастролей я спросила у Богдана Сильвестровича, как он понимает основы традиций в театре, Ступка ответил: «Традиция — это в первую очередь атмосфера в театре».
И уже совсем по другому поводу думаю: а какие «традиции» в ином театре, харьковском, шевченковском, бывшем «Березіллі» сегодня в цене? Полагаю, на этот вопрос внутри самого театра ответят по-разному (или не ответят вообще). Традиции Курбаса? Традиции Крушельницкого? Драматично то, что харьковский театр лишился своих корней. Крепкая, на многое способная (как показала практика четырехлетней работы с режиссером Жолдаком) труппа, увы, сегодня лишена и генетических связей, и исторических корней. Эта труппа нынче переживает, на мой взгляд, едва ли не самый серьезный нравственный кризис в своей истории. Правда и то, что один из самых известных театров страны, созданный в 20-е годы гениальным Курбасом как неповторимый «Березіль», до сих пор обделен должным вниманием и поддержкой власть имущих. Наверное, симптоматично, что гастроли франковцев проходили именно в помещении «березильцев»: достаточно благополучный Национальный театр работал в помещении театра очень неблагополучного. Неблагополучие здесь просвечивает даже в треснувших стенах фойе — под портретами корифеев… Нет дела до славного когда-то театра государству. Может, в этом тоже «традиция», ведущая в глубину лет к трагической судьбе создателя «Березіля»? Как знать.
Гастроли Национального академического театра им.Ивана Франко еще раз утвердили меня в мысли, что репертуарный театр — это ценная и значимая модель отечественной сцены. И, очевидно, все разговоры о близкой смерти репертуарного театра или о том, что антреприза может полностью размыть его фундамент, в общем-то, слегка преувеличены. Только каким он должен быть сегодня, этот репертуарный театр? Думаю, модель, которую представляет собой Театр имени Франко, наиболее стабильна и перспективна. Здесь творческую стратегию коллектива определяет творческая личность, которая не «играет» в режиссера. Ведь любой репертуарный театр состоит из десятков людей, не всегда объединенных одной творческой идеей, а скорее наоборот. И обеспечить им интересную творческую жизнь, полную самоотдачи, может только разумное регулирование этого процесса. Сегодня отечественный репертуарный театр, сохраняя все лучшее в своих наработках, должен быть разным, не замыкаясь в рамках однажды найденной, пусть даже очень эффектной эстетики. Единственное, что может оставаться вечным и несомненным, — это профессионализм и сценическая культура.
И еще… Харьковские гастроли франковцев показали, какой же у нас замечательный, тонкий и умный зритель. Оказывается, этот зритель, которому постоянно скармливают масскультовую пошлость, все же в состоянии отличать истинное от подделки.
На сцене — «Тевье-Тевель», Ступка и Лотоцкая, в зале — тишина; потом смех, слезы, ощущение высоты и чистоты человеческого духа.
«Как меня в Харькове принимали, батюшки мои, до сих пор голова кружится!» — говорит героиня чеховской «Чайки».
Харьков, время от времени становившийся театральной Меккой, сегодня, к величайшему сожалению, ориентирован на иные общественные и художественные приоритеты. Это грустно. Но, надеюсь, не безнадежно. Жизнь все равно расставит свои акценты. И каждый талантливый коллектив или отдельно взятый творческий человек, возвращаясь к себе домой, обязательно будет вздыхая вспоминать: «Как меня в Харькове принимали!»
Как сообщила «ЗН» начальник отдела театрального искусства Департамента искусства и региональной политики (при Министерстве культуры и туризма) Елена Виталиевна Воронько, на это лето запланированы гастроли многих украинских театров.
— Существует спецфонд, который поддерживает исключительно отечественных гастролеров. Каждый квартал проходит конкурс. В летние месяцы и в сентябре некоторые отечественные театральные коллективы отправятся в разные города. В частности, будет большой всеукраинский гастрольный тур Закарпатского музыкально-драматического театра «Нам — 85», приуроченный к юбилею коллектива. Спектакли театра увидят зрители Херсона, Чернигова, Житомира, а осенью — и Киева. Бюджет этих гастролей — почти 355 тыс. гривен. Тернопольский украинский драмтеатр будет гастролировать во Львове. В Евпатории свои лучшие спектакли покажет Черновицкий кукольный театр. Львовский театр имени Марии Заньковецкой ожидается в Киеве в сентябре. Днепропетровский театр имени Шевченко собирается в Винницу. А Полтавский театр имени Гоголя планирует показать свои работы в Днепропетровске, Кировограде, Сумах.