UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИМЕНИ ПАВЛА ВИРСКОГО

В последнее время мы очень редко видим искрометное солнечное искусство заслуженного академического ансамбля танца Украины им...

Автор: Ярослав Минко

В последнее время мы очень редко видим искрометное солнечное искусство заслуженного академического ансамбля танца Украины им. Павла Вирского, иногда только на государственных праздниках да на старых пленках телевидения. Конечно, в наше нелегкое время и этот знаменитый коллектив находится в таком же положении, как и все наше искусство. Денег хватает только на зарплату, о полноценных гастролях по городам Украины нечего и мечтать - они не в состоянии принять огромный коллектив, финансово обеспечить его жизнедеятельность во время гастролей. Ныне выехать за рубеж больше шансов и возможностей, чем во Львов или Харьков. Импрессарио оплачивают все - и авиабилеты для 140 артистов, и отель, и залы, и обслуживание. За счет этих поездок, очевидно, ансамбль и существует, хотя нельзя сказать, что государство не интересуется его жизнью. Но всем известно наше состояние дел - нет денег. В то же время одна-две крупные гастрольные поездки за границу дают возможность ансамблю держаться на плаву.

Бывает, что ансамблю приходится выезжать с чисто коммерческой целью лишь на одно выступление. Пару лет назад, например, коллектив в полном составе был приглашен выступить в Монте-Карло в связи с окончанием крупного теннисного турнира. Условия, как оказалось, были не очень благоприятными для творчества, ибо в «Зале звезд» (так называлось помещение, в котором пришлось выступать) гости сидели за накрытыми столами, они разговаривали, смеялись, сновали официанты. И публика была необычная - известные политические деятели, миллионеры, высшее общество Европы и Америки. Перед нашим ансамблем выступила группа из Швеции и кубинский оркестр, и, казалось, худшие предположения оправдывались - смех, разговоры, звон приборов... Но когда начал выступление украинский ансамбль, все разговоры прекратились, официанты остановились. Успех был ошеломляющим даже для организаторов. Гости стоя приветствовали украинских артистов, что на Западе считается проявлением высшего уважения и восхищения. После выступления состоялась встреча художественного руководителя ансамбля Мирослава Вантуха с принцем Альбертом, который засвидетельствовал, что за все время существования «Зала звезд» его публика так приветствовала артистов лишь второй раз. Первый был, когда пел Паваротти... Принц Альберт сказал, что знает о кризисе в Украине, и выразил уверенность, что страна, имеющая такое искусство, обязательно преодолеет все трудности. Ну и, конечно, в следующем году ансамбль выступит в этом «Зале звезд».

Но чаще всего ансамбль выезжает на большие гастроли. В последнее время он ежегодно выступал в престижном парижском «Дворце конгрессов» на 4800 мест при полных аншлагах.

Надо сказать, что до этого во французской прессе не было благоприятных откликов об искусстве украинцев. После первых выступлений один из влиятельнейших и авторитетных обозревателей, член многих академий танца разных стан Ренэ Сирвин из «Фигаро» писал, что такой уровень исполнительского мастерства можно увидеть раз в 15 - 20 лет, что украинский коллектив не имеет себе равных, но если его и сравнивать, то лишь с парижской «Гранд-опера», которая является одной из законодательниц в мире балета. Последние гастроли состоялись в марте этого года, ансамбль дал 16 концертов подряд на одном месте при полных аншлагах. Был случай, когда в конце занавес поднимался 11 раз.

- В такие моменты мои переживания ни с чем не могу сравнить, - рассказывает Мирослав Вантух. - Без преувеличения, переполняет гордость, что я принадлежу к такой культуре, такой стране и такому народу. Собрал всю труппу и сказал: вот ради чего мы так много работаем, ради этого нам надо жить и прославлять нашу страну. Благодаря таким концертам отношение к нашему государству становится иным... Но вот беда, - продолжал народный артист Украины, - за последние два года около 20 солистов ушли от нас, часть из них успешно работает в зарубежных театрах, ведь у наших артистов хорошая классическая подготовка, техническая оснащенность. Не знаю, что было бы, если бы не школа при ансамбле. Не мне судить о том, что я сделал в ансамбле, но школа - это моя гордость.

Раньше ансамбль им. Вирского, как и многие другие профессиональные коллективы, пополнялся в основном за счет лучших из самодеятельности, но теперь она повсеместно пришла в упадок. Организовав школу для самых юных (в ней даже есть подготовительный класс), в которой учатся 200 детей, Мирослав Вантух полностью решил проблему подготовленных абитуриентов для студии, после окончания которой уже на конкурсной основе молодежь принимается в знаменитый коллектив. Таким образом, чтобы вырастить солиста ансамбля, надо его обучать и работать с ним в общей сложности 11 лет. Поэтому можно понять и боль руководителя ансамбля, когда солисты уезжают за границу, и его замечание по поводу того, что мало у нас говорится о патриотизме. Действительно, у нас вместе с демократией развелось множество «свободных» граждан, измеряющих свою любовь к родине количеством колбасы. Наверное, поэтому в школе при ансамбле, кроме специальных предметов, дети учатся культуре, уважению к старшим, любви к родной земле.

- Отсутствие стойких моральных критериев приводит к тому, что мы иногда вредим сами себе, - считает Мирослав Вантух. - Многие танцевальные коллективы, которые часто выезжают за границу, беззастенчиво копируют репертуар ансамбля им. Вирского. Ансамбль «Кияночка», например, перенял полностью наши «Гопак», «Березнянку», «Куклы» и вывозит их за границу. А коллектив «Гопак» позаимствовал почти весь репертуар. Это не такая уж безобидная вещь, как кажется. Мне пишут коллеги из США, Испании, Канады о том, что появилось много неизвестных в танцевальном мире групп, в афишах именующих себя «национальный балет Украины». Ансамбль «Гопак» в Канаде рекламировался не иначе, как «лучшие танцовщики ансамбля им. Вирского», хотя сегодня они не имеют никакого отношения к нам. В США он дал несколько концертов, люди клюнули на недобросовестную рекламу, потом увидели их уровень и... гастроли, образно говоря, с треском пришлось отменить. Нанесен чувствительный удар по имиджу нашего ансамбля, нашему искусству, в конце концов государству. Проблема должна касаться не только нас, но и Министерства культуры и искусства Украины, которое почему-то этим не занималось. Возможно, теперь, когда у нас новый министр, этому вопросу будет уделено должное внимание.

Мирослав Вантух считает, что в Министерстве культуры и искусства должна быть какая-то инстанция - то ли художественный совет, то ли экспертная система, как в зарубежных странах, которые устанавливали бы критерии оценки явлений в искусстве. Конечно, эта структура не должна быть административной и местечковой, когда каждый считает себя гением, а театр может на общем собрании решить, что он самый лучший в мире. Подобная структура должна собирать мнение экспертов и выносить рекомендательные оценки, которые могут быть обязательными лишь к тем, кто нарушает нравственные и этические нормы - имеется в виду плагиат, недобросовестная реклама, присвоение в корыстных целях чужого имени, словом, защита авторских прав, интеллектуальной собственности. В конце концов, должна быть государственная политика в области искусства, в противном случае нас захлестнет кич и «попса».

На письменном столе Мирослава Вантуха лежит контракт о четырехмесячных гастролях ансамбля им. П.Вирского в городах Америки и Канады. Такую большую поездку надо очень тщательно готовить. И прежде всего репертуар, основой которого, конечно, остаются постановки знаменитого балетмейстера, выведшего ансамбль на мировую арену.