UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Імена криги»: научная фантастика с оттенками киберпанка и антиутопии

Привлекает внимание экспериментальный проект «Імена криги» — сборник из пяти фантастических новелл, выставленных в открытый доступ.

Автор: Роман Федюк

Многие жанры, которые не воспринимаются издателями как «нишевые», не получают надлежащего развития в отечественной литературе… Одним из таких на украинском книжном рынке оказывается, в частности, фантастическая литература (разве что время от времени на какое-то фэнтези натолкнешься). Поэтому привлекает внимание экспериментальный проект «Імена криги» (kryga.org) - сборник из пяти фантастических новелл, выставленных в открытый доступ, - который, по замыслу автора, Екатерины Паньо, должен продемонстрировать принципиальную возможность дешевой электронной дистрибуции текста, распространение художест­венной книги без привлечения традиционной торговой сети. Не обошлось здесь и без красивой PDF-версии - в конце концов, на всякий товар есть свой покупатель.

Изменение способа распространения книжной продукции с обычного на электронный вполне может получиться и в Украине. Не потому, что здесь такое глубокое проникновение Интернета или все хотят читать только электронные книги. К этому подталкивает то, что классическая система дистрибуции за пределами столицы и нескольких областных центров практически мертва. Правда, за последние годы в Украине и с электронными книгами сложилась несколько странная ситуация.

Под этим термином издатели, пиарщики, а отчасти и сами авторы, привыкли понимать красивый-красивый PDF-файл, если можно - с флеш-анимацией, звуковым сопровождением и чем-нибудь еще, - что позволят технические возможности дизайнерских компьютеров.

Иногда складывается впечатление, что, увлекшись новыми техническими возможностями, издатели забывают: книга - все-таки не комикс, первичным в ней является текст. Притом стоимость производства шедевра нередко выходит существенно выше, чем допечатная подготовка бумажного издания. И тогда уже о такой очевидной для электронной книги возможности, как свободное распространение - бесплатное или за символическую плату, - можно забыть, ведь ни дизайнер, ни художник бесплатно над книгой работать не будут.

Впрочем, еще совсем недавно в читательском восприятии картина была радикально иной. Электронная книга - это фактически любой текст, который можно раздобыть где-то в Ин­тернете, идеалом была библиотека Максима Мошкова с ее отсутствием дизайна, и, главное, все бесплатно. Не потому даже, что денег жаль: и хотел бы заплатить две-три гривни, но «светить» кредитку (у кого она есть), по понятным причинам, не хочется.

Однако в последнее время и среди читателей начинаются раздумья и разговоры на тему «нового формата чтения», где красивые флеш-ролики и причудливые виньетки - еще до недавнего времени лишние проблемы при загрузке и конвертации в нужный формат - начинают приобретать вес. И иногда разговоры о достоинствах электронной книги сводятся к тому, как она оформлена, тогда как сам текст отодвигается на второй план. Вопрос лишь о том, окажутся ли читатели готовыми платить за электронную книгу в соответствии с ее «красивостями».

Развитие электронной книги с минимальными затратами на издание в Украине представляется необходимым хотя бы потому, что это - путь к жанровому созданию разнообразия литературы, существующей на фоне перманентно кризисного состояния книгоиздания и книгораспространения...

Тем не менее книга «Імена криги» распространяется свободно - для некоммерческого использования, - и при этом автор сознательно поощряет размещение текстов в онлайновых библиотеках. В результате лишь в течение первого месяца дистрибуции, по ее словам, книгу прочитали около тысячи читателей. До конца года автор надеется выйти на цифру две-три тысячи читателей ежемесячно. Тираж, согласитесь, весомый как для современной украинской литературы.

Наконец, сборник того заслуживает. Хотя бы потому, что «так никто не любил» - в смысле, не писал. По крайней мере, в Украине. Начиная с жанра - научная фантастика с оттенками киберпанка и, местами, антиутопии. И заканчивая свежестью текстов и неповторимым авторским стилем.

Внимание к деталям повседневной жизни персонажей, технологические и социальные концепты, которые ес­тест­венно прорастают из развития сюжета, - все это чем-то напоминает Филиппа Дика. Глубокое онтологичес­кое размышление о природе бытия и познании мира в «Іменах криги» - рассказе, давшем название сборнику, - перекликается с некоторыми сюжетами Рея Бредбери. Повесть «Вирус», с его идеей информационной колонизации Вселенной, близок по духу к Вернору Винджу.

Хотя все эти сравнения несколько притянуты. Потому что проза Екате­рины Паньо вполне самобытна, и появление такого сборника в не слишком оживленном секторе украинской фантастики представляется приятным сюрпризом для любителей жанра. А также еще одним ударом по критикам, привыкшим воспринимать НФ как жанр «низкий», коммерческий и развлекательный по своей природе. Пос­кольку в «Іменах криги», вопреки живому сюжету и естественному для жанра полету фантазии, несложно найти и литературные качест­ва, к которым - иногда безуспешно - стремятся писатели из «высоких» жанров.

Наконец, убедиться в нетривиальных литературных качествах произведения несложно, - достаточно набрать фамилию и название в поисковых машинах и погрузиться в миры, где у льда есть имена.