UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИМЕЛ «ЛЮБОВЬ НЕНАСЫТНУЮ О ЗДАНИЯХ»

Восемьсот лет назад, на изломе ХІІ—ХІІІ веков жил и творил выдающийся киевский архитектор Петр Милонег...

Автор: Юрий Асеев

Восемьсот лет назад, на изломе ХІІ—ХІІІ веков жил и творил выдающийся киевский архитектор Петр Милонег.

В то время на Руси начинался новый этап развития архитектуры, сыгравший исключительно важную роль в дальнейшем строительном процессе. В тогдашней Европе стремительно развивается торговля, застраиваются города, на смену романскому стилю, связанному с эпохой феодализма, приходит готический архитектурный стиль.

В Киевской Руси происходили те же явления, однако местные мастера, используя технические и художественные методы европейской архитектуры, имели собственные вкусы и традиции. К тому же в церковной архитектуре были важны каноны, прежде всего в типах сооружений.

Ярким примером нового стиля, начавшего развиваться на Руси на стыке ХІІ—ХІІІ веков и заметно повлиявшего на церковную архитектуру не только Украины, но и России и Беларуси, является известная Пятницкая церковь в Чернигове.

В Киеве в конце ХІІ в., после длительных феодальных распрей, княжеский престол занимает Рюрик Ростиславович, имевший, по словам летописца, «любовь ненасытную о зданиях». При правлении Рюрика Ростиславовича строятся церкви и соборы, как, например, собор Апостолов в Белгороде, церковь Василия в Овруче, церковь Василия на Новом княжеском дворе и другие.

В 1199 г. под угрозой обвала оказался Михайловский собор Выдубичского монастыря в Киеве. Рюрик Ростиславович поручает мастеру Петру Милонегу построить большую стену к востоку от собора и этим спасти сооружение.

Летопись так рассказывает об этом: «Того же лета (1199) месяца июля в 10 день... заложил стену каменную под церковью святого Михаила возле Днепра, что на Выдубичах...». О такой стене никто из древних людей не мог даже подумать, не то что взяться за дело. 111 лет прошло с тех пор, как была построена церковь. «Великий князь Рюрик... нашел этому делу и художника среди своих приятелей, именем Милонега, Петра оне по крещению... мастера не простого упомянутой стены; и так взялся строить он... ни от кого помощи не требуя... В лето 6708 (1200) свершил стену ту, месяца сентября в 24 день».

В честь окончания строительства Рюрик устроил роскошный банкет, а киевляне поражались величественному сооружению и, стоя на нем, «будто аэра достигнуша», т.е. словно в воздух взлетали (Летопись по Ипатьевскому списку 6707 (1199) и 6708 (1200)гг.).

Впервые мы встречаем слово «художник» по отношению к мастеру, который был «приятелем» князя. Вероятно, именно он создал все те сооружения, построенные князем, имевшим «любовь ненасытную о зданиях». И вполне вероятно, что Петр Милонег основал новый архитектурный стиль, распространившийся с конца ХІІ в. по всей Руси, заменив архитектурное направление ХІІ в., который имел определенные черты романской архитектуры и к которому относятся такие памятники, как Кирилловская церковь и церковь Богородицы Пирогощи в Киеве, Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове, Успенский собор во Владимире-Волынском и т.п.

На смену тяжелым, статичным стенам этих строений приходят динамичные, ступенчатые, с совершенными пропорциями формы храмов, с пирамидальными кровлями и профилированными пилястрами на фасадах. Из памятников нового стиля лучше всего сохранилась Пятницкая церковь в Чернигове, реставратор которой П.Д.Барановский предполагает, что ее автором мог быть Петр Милонег.

Подобные сооружения, с чертами, присущими готическому стилю, — легкими конструктивными формами, профилированными пилястрами, высотным характером композиции, появляются в конце ХІІ — начале ХІІІ в. в Смоленске, Новгороде, Путивле, Новгороде-Сиверском и других городах.

Любопытно, что, относясь к общеевропейскому мировому направлению, сооружения Киевской Руси тех времен были связаны с городской застройкой, формировавшейся по давним народным традициям. Об этом красноречиво свидетельствует творчество киевского архитектора Петра Милонега.