UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИГРЫ С ДРАКОНАМИ В КАНУН XXI ВЕКА

Когда кто-то из столичных искусствоведов заявил, что Оксана Стратийчук «делает настоящий модерн», сама художница не согласилась с подобным выводом...

Автор: Ирина Рябинина

Когда кто-то из столичных искусствоведов заявил, что Оксана Стратийчук «делает настоящий модерн», сама художница не согласилась с подобным выводом. В канун XXI века воспроизводить формы, пластику начала ХХ? Бессмыслица. Слишком отлично мироощущение минувшего времени от настоящего. Нет, Стратийчук просто импонирует, скажем так, девиз пресловутого стиля: женщина - изначально и превыше всего, женщина - богиня. Понимает она также - то было широкое поле для выявления талантов, умения, в первую очередь, мужчин. Но что поделаешь, вздыхает Оксана, если сегодняшних мужчин мало интересует женщина - идеал утонченности, чарующей грации, прихотливо-экзотической красоты. В конце концов, женщина, отмеченная неким высшим предназначением и таинственной властью.

Пришлось самой взяться за создание образа изысканной героини, ирреальных атрибутики, декорации, обрамляющих ее несуетное, прямо-таки сказочное повседневье. Что Стратийчук с успехом и продемонстрировала уже в своем дипломе (в 1992 году закончила Киевский художественный институт, теперь - Академия искусства Украины) «Женщина не должна работать», состоящий из четырех графических листов: «Испуганная нимфа», «О тише ступайте, ночные драконы», «Полуночный разговор о любви», «Поединок». Сами названия свидетельствовали о тяготении художницы к символам модерна. Относительно изобразительного воплощения замысла - казалось, и тут были учтены законы стиля: опоэтизированность ситуаций, причудливые позы образов-символов в соединении со стилизованной растительностью, мягким ритмом гибких струящихся линий и плоских цветовых пятен. Правда, «модерн» Оксаны отличался глубокой эмоциональностью: вместо персонажей бездействующе-томных - активные, решительные. Ко всему, нес в себе яркие признаки национального. Взять тех же героинь: женские фигуры - нежные, но буквально пышущие полнокровием бытия. Да и в цветах, к примеру, - обращение к стилистике, близкой лучшим образцам Екатерины Белокур. График ввела в композиции и сказочного зверя, характерного образной палитре Марии Приймаченко. Можно сказать, в дипломной работе еще отчетливо звучали отголоски заинтересованности Стратийчук чисто украинской тематикой: до того обращалась к ней и в книге, создала триптих «Пасха», диптих «Памяти настенной живописи украинской хаты».

Однако постепенно Оксана отходит от изображения внешних признаков национального. Потому что осознала: национальную принадлежность определяют не предметы быта или типажи, а духовный багаж, переходящий по наследству от предков, возникающий от общения с лучшими национальными произведениями искусства, от гармоничного восприятия народного творчества, от любви к своему языку, уважения к родной природе, наконец. Любое настоящее произведение искусства - национальное, к какому бы стилю или жанру не принадлежало. Ведь человек, родившийся в той же Украине, вобрал в себя дыхание ее земли, интонационный ряд украинского языка и украинского искусства и, естественно, привнесет все это в свое истинное творчество.

Так что в последипломных композициях киевский график решала для себя вопросы не просто определенной формы, а еще и передачи через нее вневременных идеалов бытия. В ход, что называется, пошла даже ее «предрасположенность к скульптуре» (как считала первый педагог - из детской студии изобразительного искусства). «Скульптурность» не замедлила проявиться в исключительно четко очерченных фигурах с еле заметной игрой оттеночных нюансов, в прямом обращении к живописной природе самоцветов, неповторимой тональности поделочных камней... И неудивительно, что в созданном Стратийчук появились листы на вечные темы легенд о Леде, похищении Европы, где ударение сделано на «фактурности» женских тел - сродни благородному сиянию мрамора. Это, кстати, подчеркивает первичность - от культа мрамора в Древней Греции, а не многочисленных, в том числе, графических, живописных, последующих интерпретаций - корня произведений киевлянки. Приближает ее легендарных героинь к мраморным богиням Эллады - несмотря на их изобразительное несоответствие, отличие пластических да и эстетических задач.

Сегодня художница - участница не одной престижной международной выставки, продолжает учебу в аспирантуре (творческие мастерские) Академии искусства Украины. И ныне она отдает предпочтение «женской» тематике. А среди техник - цветному офорту, в котором наиболее органично проводит основную идею своего творчества: в природе не существует ничего более совершенного, чем Женщина.