UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИГРЫ ХОББИТОВ И ЭЛЬФОВ

Эту премьеру действительно ждали. Поклонники знаменитой книги скупали на рынке пиратские видеока...

Автор: Яна Дубинянская

Эту премьеру действительно ждали. Поклонники знаменитой книги скупали на рынке пиратские видеокассеты с сомнительным качеством изображения и совсем уж никудышным звуком, не желая терпеть целый месяц, пока фильм дойдет до киноэкранов. И вот — свершилось! «Властелин колец» добрался до Украины.

В переполненном кинозале процент зрителей старше тридцати стремился к нулю — что, конечно, неудивительно. Более странно другое: многим весьма и весьма начитанным людям старшего поколения имя Джона Рональда Руэла Толкина, во всем мире признанного классиком английской литературы двадцатого века, вообще ни о чем не говорит! Поклонники творчества профессора объясняют это более чем внушительным объемом знаменитой трилогии: куда легче объявить эти книги чтивом для подростков, чем набраться мужества и прочесть их. А с другой стороны, популярность толкиновского эпоса среди молодежи серьезно расшатывает миф о том, что она, молодежь, вообще ничего не читает.

Юные ценители выходили из кинозала кто в полном восторге, а кто и со скептической миной профессионального кинокритика на лице. Дескать, снято неплохо, динамично, и актеры хорошие, и спецэффектов хватает, но...

Тех, кто ждал от премьеры большего, можно понять. Ведь многие из этих ребят не просто читают и перечитывают Толкина — они по-настоящему живут в созданном им мире! Во всяком случае, периодически.

Зеленое солнце

Именно с первыми переводами трилогии Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец» на русский язык связывают мощный всплеск развития ролевого движения на территории бывшего СССР. Собственно, «ролевики» существовали и раньше: так называемые «стратегические» и «экономические» игры регулярно проводились на базе школ и пионерских лагерей. Самая знаменитая из них — «Зарница», в которую играл практически каждый советский школьник. Да и сейчас ролевые игры охватывают самую широкую тематику: от рыцарского средневековья до современных шпионских историй. Но хоббитские игры по Толкину — вне конкуренции.

Оксфордский профессор древнеанглийского и древнеисландского языка и литературы Джон Р.Р.Толкин писал трилогию «Властелин колец» с 1938-го по 1954 год. Но задолго до этого, еще в студенческие годы, у него возникла масштабнейшая идея: создать собственный эпос и мифологию для Англии, которая, как ни странно, таковых не имеет. Уже тогда будущий профессор увлекался разработкой придуманных языков — в частности, эльфийского. Языки требовали мира, чтобы в нем существовать. Так была написана «Книга утраченных сказаний» — рукопись, переданная последним эльфом человеку по имени Оттор Вэльфре. Книга, в которой на основе древнеисландских саг, сказаний кельтов и бриттов, средневековой поэзии была развернута сложнейшая картина мифологического мироустройства, не вызвала энтузиазма у издателей. Лишь много лет спустя, уже после смерти Толкина, она — в переработанном варианте — увидит свет под названием «Сильмариллион».

А в 1937 году вышел «Хоббит» — волшебная сказка для детей, в которой уже был оригинальный толкиновский мир, но не было ничего сложного и эпического. Книга имела успех, и Толкин садится за продолжение — «Властелин колец».

Но удержаться в рамках детской сказки ему не удалось. Придуманный мир уводил автора все дальше, и книга получалась гораздо объемнее, многослойнее, сложнее, чем задумывалась. «Властелин колец» невольно оказался мостом, протянутым от бесхитростного «Хоббита» к мирозданию «Сильмариллиона». Множество земель, карты которых рисовал сын профессора Кристофер, множество народов и рас со своими языками и легендами... И вселенская философия вечной борьбы добра со злом, Тьмы со Светом.

Толкин создал больше, чем английскую мифологию. Он создал самодостаточный мир, покоривший воображение читателей независимо от национальности. Впоследствии придумывание фэнтезийных миров стало обычным явлением в литературе, но на такую масштабную, стройную и проработанную до мельчайших деталей систему мироздания не хватило дыхания больше ни у кого. «Нетрудно придумать зеленое солнце, трудно придумать мир, в котором зеленое солнце было бы естественной частью пейзажа», — эта фраза Толкина уже стала классической.

Он и сам жил в этом мире. Сюжетная линия о Берене из человеческого рода Аданов и эльфийской принцессы Лютиэнь, отказавшейся ради него от бессмертия, которое впоследствии было даровано им обоим, — отражение истории любви самого профессора и его жены. «Джон Рональд Руэл Толкин (Берен) и Мэри Эдит Толкин (Лютиэнь)», — написано на могиле, где они похоронены вместе.

Что наша жизнь?

Возможность по-настоящему окунуться в мир эльфов, гномов и хоббитов, утверждают толкинисты, дает именно ролевая игра. Чисто технически ролевые игры могут быть и компьютерными, и настольными, и даже словесными. Важен принцип: за игроком закреплен персонаж, которого надо провести сквозь приключения, встречающиеся на его пути. Однако наиболее приближена к реальности живая, или ролевая игра.

К таким играм — особенно большим, на которые съезжаются сотни человек, — участники готовятся загодя. На Западе, где ролевое движение прижилось давно и прочно, костюмы, оружие и прочее снаряжение для игры можно заказать в специальных магазинах. У нас толкинисты чаще сами сооружают себе «прикид», положенный тому или иному персонажу. Вот выписка из правил одной из недавних «игрушек» (так называется игра на ролевом жаргоне):

«Эльфы — отчетливо подведенные глаза, обилие разноцветных ленточек на чем угодно.

Оpки — раскрашенные черной краской лица, обилие меховых деталей одежды.

Тpолли — поверх одежды набедренная повязка из лоскутов кожи, шкур. Естественно, дубина.

Гномы — капюшоны с длинным колпаком и пелериной, отороченной квадратными фестонами. Очень желательны бороды аж до самых... вам по колено будет. Примечание: гном без доспехов — гномская женщина.

Люди — ограничений нет, могут быть похожи на кого угодно».

Отдельный вопрос — оружие. Считается, что толкинисты вооружены деревянными мечами, но это далеко не всегда так. Меч одного моего знакомого представлял из себя прокатную стальную полосу с рукоятью, не заостренную, но при желании весьма опасную для жизни. Бывает, что игроки щеголяют и с самым настоящим сувенирным оружием. Разрешения на его ношение вроде бы и не нужно, однако проблемы с милицией периодически возникают; потому, провозя свои мечи в общественном транспорте, толкинисты старательно их зачехляют, маскируя под садово-огородный инвентарь. Бывает, конечно, и наоборот: выставляют на всеобщее обозрение меч как символ нонконформизма, — но об этом позже.

Обязательный участник игры — мастер. Каждый из мастеров ведет группу из нескольких человек, а главный руководит всей игрой в целом. Мастер задает сценарий игры, а также определяет, удалось ли то или иное действие, предпринятое игроками. Для этой цели служат порой довольно сложные таблицы, в которых сведены разнообразнейшие данные вроде физической и волшебной силы персонажей, свойств местности, благоволения высших сил и так далее. Учитывается и фактор случайности, определяемый с помощью игральных костей.

Увы, очень часто главным впечатлением участников от «игрушки» остаются перманентные конфликты игроков с мастерами: правила правилами, а толковать их можно по-разному. Режиссура действ тоже редко бывает на должной высоте. Игра то «провисает», и участники слоняются по лесу, не зная, чем заняться, то, наоборот, превращается в «театралку»: мастера жестко командуют игроками, не оставляя последним возможности влиять на ход игры. А хотелось же по-настоящему! Хотелось действительно почувствовать себя гномом или эльфом...

И случается, что благородная битва «по игре» превращается в натуральный мордобой «по жизни». Предвидя подобный сценарий развития событий, правоохранительные органы иногда проявляют навязчивый интерес к тусовкам толкинистов. Действительно, когда столько народу — заметьте, вооруженного! — собирается вместе, лучше пресечь это в зародыше... А то как бы чего не вышло.

Впрочем, последнее время городские администрации все чаще идут навстречу клубам ролевых игр, предоставляя им территорию для «полигонов». Появляются и спонсоры — из числа повзрослевших ролевиков. Отношение общества к этому виду досуга постепенно выравнивается. Если ребятам хочется побегать в зеленых плащах, что тут плохого? Но...

Я — хоббит

Кто же был самым первым в истории ролевиком? Первым, кто понял, что выдуманный, литературный мир куда привлекательнее реального, соорудил себе доспехи, сел на коня и отправился на поиски подвигов? Правильно, благородный рыцарь Дон Кихот Ламанчский. Но его никто не понял.

Ролевики утверждают, что именно книга Сервантеса, осмеявшего светлые идеи эскапизма, отодвинула на несколько столетий возникновение ролевого движения. Впрочем, и сегодня их, парней и девушек с деревянными мечами, многие не понимают. Чего стоит сам термин «толкинутые» — явный намек на душевное здоровье игроков-толкинистов!

Подавляющее большинство этих ребят — молодежь неформального склада. Протест против общества и окружающего мира вообще — основная составляющая их натуры, а толкинизм — только форма проявления этого протеста. Симптоматично, что первые переводы книг Толкина большими тиражами появились на территории бывшего Союза в конце восьмидесятых—начале девяностых, совпав по времени с крахом идеалов советской эпохи. Эскапизм — бегство от реальности — типичен для кризисного общества. Все это накладывается и на личностный кризисный период, который в подростковом и молодом возрасте переживают многие.

Практическая психология — как ни странно, не менее, а то и более экзотичное явление для Украины, чем толкинизм — тоже широко использует ролевые игры. Вхождение в образ литературного героя или просто другого человека, принятие нового имени часто помогают избавиться от многих комплексов, победить одиночество, найти свое место в социуме. Психолог предлагает попробовать быть сильным, смелым, коммуникабельным сначала за кого-то другого — чтобы понять, что это под силу тебе самому.

Кстати, завсегдатаи игр по Толкину давно заметили одну тенденцию. Главный герой «Властелина колец» — хоббит Фродо, низкорослое существо, привязанное к земле и дому. В руках «маленького человека», не героя и не супермена, оказалась судьба мира. Эта опасная ноша не вызывает у него никакого энтузиазма, но Фродо все-таки берет ее на себя: некому кроме него.

Так вот, образ Фродо мало кого вдохновляет на игре. То ли дело быть великим волшебником Гэндальфом или Саруманом — злым, но тоже великим. Популярны герои Арагорн и Боромир, могучие эльфы Элронд и Леголас. Девушки — сплошь эльфийские королевы Арвин и Галадриэль, хотя при желании можно нарисовать на щеке мужской знак и тоже стать героическим эльфом-богатырем. Никогда не остается вакантной и роль всемогущего духа зла Саурона.

Нереализованные «по жизни» амбиции выносятся на игру, где и выходят наружу часто не лучшим образом. Но и не худшим, — резонно возражают либерально настроенные взрослые. Пусть уж лучше наряжаются и размахивают мечами, чем пьют, колются или грабят прохожих. Пожалуй, на сегодня это самая распространенная позиция в отношении юных ролевиков.

Однако случается, что протест против всех и вся, воплощенный в толкиновские одежды, выходит за границы игрового полигона. «Высокородный эльф» начинает разъезжать в метро с мечом у пояса и хамить «презренным смертным». «Толкинутая» тусовка превращается в аналог тоталитарной секты со всеми характерными атрибутами: культовыми отправлениями, наркотиками, полным отказом от социальной жизни. И, между прочим, серьезно компрометирует нормальных ребят, любящих читать толстые книги и устраивать театрализованные игры.

Джон Рональд Руэл Толкин создал очень привлекательный мир, куда совсем неплохо иногда заглянуть — листая страницы, сидя в кинозале или гуляя по лесу в зеленом плаще. Но переселяться туда навсегда, честное слово, не стоит.