UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ИГРАЛАСЬ СВАДЬБА РОССИИ С БЕЛАРУСЬЮ, А УКРАИНА ЗАШЛА СЛУЧАЙНО ПОСМОТРЕТЬ»

По большому счету, на кинофестивали едут не столько за призами, сколько за открытиями, новыми впечатлениями и творческим общением...

Автор: Владимир Овдин

По большому счету, на кинофестивали едут не столько за призами, сколько за открытиями, новыми впечатлениями и творческим общением. При этом подразумевается отсутствие финансовых, организационных и прочих житейских проблем.

Шестой по счету международный кинофестиваль «Бригантина», который проходил в Бердянске с 28 августа по 4 сентября, предполагал наработку определенного опыта, по крайней мере, в организационных вопросах. Тем не менее у корреспондента «ЗН» сложилось стойкое впечатление о полной беспомощности дирекции фестиваля. Если не считать пышных церемоний открытия и закрытия, все остальное, включая размещение участников и гостей во второразрядных пансионатах с таким же питанием, проблемы с транспортом, рекламой и организацией показа конкурсных фильмов оставляли, мягко говоря, желать лучшего. Общее мнение участников высказал российский режиссер Александр Хван: «Бригантина» организована чудовищно, я бы сказал «за гранью…»

Безусловно, судить об организационных проколах куда легче, чем организовывать грандиозный праздник кино с привлечением достаточных средств. Но откровенно удивил состав украинской делегации. Кроме президента фестиваля Виктора Степанова и председателя жюри Николая Олялина, в Бердянске не было ни одной из заявленных в достаточно коротком списке украинской делегации, персон. Факт более чем странный, с учетом того, что буквально за два дня до начала бердянских киноторжеств завершились «Стожары» в Киеве. Впрочем, по словам президента Гильдии киноактеров Украины Нины Ильиной, прибывшей в пожарном порядке «спасать лицо» страны на закрытие фестиваля, многие из заявленных украинской стороной участников не могли присутствовать, в частности «Ольга и Наталья Сумские вместе с Анатолием Хостикоевым заняты созданием нового спектакля и даже на «Стожарах» не были».

Из положения выходили, как могли. Руководитель киевского десанта актер Алексей Колесник душевно исполнял под гитару песни на творческих вечерах, а один из «Золотых гусаков», актер Владимир Ямненко, талантливо «травил» анекдоты.

Простите, но это не совсем украинское кино, вернее, совсем не кино. На шестой «Бригантине» его практически не было. Ни заявленных в конкурсе «Бабьего Яра», ни «Богдана Хмельницкого» в Бердянск, увы, не привезли. Взамен показали картину, снятую за собственные деньги автора, Виктора Шишкина, откровенно слабую «Ностальгию». Понятно, что этот фильм был попросту обречен на специальный приз «За преданность украинскому кинематографу», который торжественно вручили создателю.

— Хотя, — утверждает Нина Ильина, — на «Бригантине» можно было представить два-три достойных фильма. Но никто даже не обратился в Союз кинематографистов или к нам в гильдию с предложениями, набрали каких-то случайных людей. Вот и игралась свадьба России с Беларусью, а Украина зашла случайно посмотреть.

Член жюри, народная артистка России Татьяна Конюхова резюмировала:

«Ни одного украинского фильма. Позор!»

Поэтому состязались исключительно кинематографисты России и Беларуси. Россияне представили на конкурс шесть полнометражных картин, белорусы — две. Фильмы все достойные: лауреат Госпремии России «Звезда» Николая Лебедева, «Интимная жизнь Севастьяна Бахова» Максима Воронкова, «Упасть вверх» Сергея Гинзбурга и Александра Стриженова, «Кармен» Александра Хвана и «Трио» Александра Прошкина. А белорусы своей исторической драмой «Анастасия Слуцкая» покорили зрителей и всех, без исключения, членов жюри, которые признали его лучшим фильмом фестиваля. Приз за лучшую мужскую роль второго плана в этой же ленте получил молодой талантливый белорусский актер Анатолий Кот.

А самой «звездной» стала картина Александра Хвана «Кармен». Режиссеру трижды пришлось выходить на сцену для получения знаков отличия. Призом за лучший дебют жюри отметило Ольгу Филиппову-Кармен, медаль и диплом за лучшую мужскую роль в этом фильме получил Игорь Петренко, а лучшей операторской работой признано творчество Игоря Кожевникова.

Спустя сорок лет после выхода на экран бессмертного кинопроизведения «Берегись автомобиля», бердянские гаишники восстановили справедливость, вручив почетному гостю фестиваля Георгию Жженову удостоверение почетного сотрудника ГАИ и символ дорожной власти — жезл.

Не обошли вниманием Лидию Федоссеву-Шукшину, блестяще сыгравшую эпизодическую роль в «Интимной жизни Севастьяна Бахова».

Бесспорно, за шесть лет своего существования брэнд бердянской «Бригантины» достаточно «раскручен». Именно поэтому Республика Беларусь уже «забила» финансирование на участие в нем своих кинематографистов в госбюджет. Не отстает и Россия. По крайней мере, уже в нынешнем году Минкульт РФ совместно с Гильдией киноактеров России выделил солидные средства на поездку внушительной делегации (26 человек) кинематографистов на «Бригантину». В будущем году россияне и белорусы, судя по заявлению глав их делегаций Валерии Гущиной и Светланы Суховей, предполагают расширить свое представительство на кинофестивале в Бердянске. Если он, конечно, в будущем состоится.

В нынешнем году, в отличие от года минувшего, даже невооруженным глазом было заметно финансовое бессилие бессменного генерального директора «Бригантины» Александра Махотина. Несколько запланированных мероприятий, таких как футбольный матч между звездами кино и членами администрации Бердянска, даже фейерверк, посвященный закрытию кинофестиваля, так и остались программными намерениями. Благодаря титаническим усилиям президента Гильдии киноактеров России Валерии Гущиной лишь в канун закрытия фестиваля удалось решить финансовые проблемы с местной мэрией. По мнению г-жи Гущиной, «у Махотина хотят отобрать фестиваль, поэтому устроили бойкот. Его сняли с поддержки, даже не было денег для оплаты транспорта». Одновременно Министерство культуры Украины, по словам Нины Ильиной, «отказывается оказывать даже минимальную финансовую поддержку бердянской «Бригантине», Степанов болен и устал, а Черномырдин, через которого раньше решали многие вопросы, к фестивалю охладел».

К слову, внушительная делегация Израиля вне конкурса представила сразу две картины — «Операция НТБ» и «Стена плача». Судя по разговорам в кулуарах, пыл израильтян, возжелавших в будущем стать полноправными участниками «Бригантины», на финише фестиваля заметно остыл.

Зато удалось побеседовать о перспективах соседнего, российского кино с безусловным лидером этого фестиваля — Александром Хваном.

Александр Хван: «Нынешнее столетие станет веком русского кино»

Российскому режиссеру Александру Хвану не повезло: из-за просроченного паспорта он пропустил премьеру своей последней ленты «Кармен» на киевских «Стожарах» и смог презентовать свой фильм буквально за день до окончания уже бердянского международного кинофестиваля «Бригантина». Томительное ожидание в Москве нового паспорта, тем не менее, компенсировалось решением жюри «Бригантины», отметившего картину тремя специальными призами: за лучшую мужскую роль (актер Игорь Петренко), за лучшую операторскую работу (Игорь Кожевников) и лучший дебют (актриса Ольга Филиппова).

Собственно, творческая биография Александра Хвана типична для поколения тех, кому за сорок, к которому принадлежат известные российские режиссеры Балабанов, Месхиев и Тодоровский-младший. Окончив вгиковскую мастерскую Льва Кулиджанова и Татьяны Лиозновой в 1980 году, Хван успел поработать вторым режиссером на картинах своих учителей «Карнавал» и ассистентом по актерам в «Мы, нижеподписавшиеся…». А в 92-м громко заявил о себе фильмом «Дюба-дюба», который был заявлен в конкурсном показе в Каннах. Следом снял короткометражку в альманахе «Прибытие поезда», после чего наступило полное забвение на три с половиной года. Впрочем, режиссер убежден, что последнее десятилетие XX века для российских кинематографистов стало «периодом подпольной лабораторной работы, вызревания идей и сил. Был очень серьезный отбор. Многие меняли профессию. Остались самые стойкие…»

К последним Хван относит и себя, поскольку сумел отстоять право на профессию даже в кругу близких, настойчиво предлагавших ему сменить работу. С 1997 года режиссер снял шесть картин, в том числе синефильские хиты 90-х «Умирать легко» и «Дрянь хорошая, дрянь плохая». Фестивальная лента «Кармен» — последняя работа Александра Хвана.

— Перенос классики на современную почву — модное поветрие. Как правило, подобные проекты неудачны. Стоило рисковать?

— Во-первых, сценарий для фильма писал Юрий Коротков, автор «Затерянного в Сибири», «Страны глухих» и еще многих достойных картин. Во-вторых, сегодня кристаллизуются характеры, сюжет вторичен. Главное — человек. Кто он? Что он решает, чем болеет. Мне кажется, необходимо воплощать на экране образ современного человека. И поиск идет. Хотя я убежден, что уже возникло новое, совершенно замечательное поколение. Потом, мы не хотели сделать фильм, который что-то доказывает, решает какие-либо социальные проблемы. Просто снимали картину о человеческих страстях, которая должна захватить зрителя эмоционально.

— В вашей картине место действия не определено: то ли в России, то ли в Украине. Даже милицейская форма, если приглядеться, не соответствует принятым стандартам обеих стран. Что это, просчет режиссера или творческий замысел?

— Мы снимали в Судаке, Ялте и на табачной фабрике в Феодосии. Картина подразумевает события, происходящие, подчеркиваю, в НАШЕЙ стране. Поэтому нам пришлось изобретать милицейскую форму, мы избегали каких-либо символов государственности. Просто НАША страна.

— Многие режиссеры сетуют на конфликты с продюсерами, хроническую нехватку средств для воплощения своих замыслов. Если судить по вашим работам, продюсеры у вас на каждой картине разные. Трудно сработаться?

— Снимать действительно трудно. Но мне везло. Я никогда ничего не ищу, это дело продюсера. К тому же, как правило, написанный сценарий «идет» под определенного режиссера. Настоящая проблема в другом. Мне кажется, что мои продюсеры не очень умеют или не хотят продвигать мои картины.

— Продюсер «Кармен», Сергей Чельянц, довольно известный и опытный профессионал. Согласитесь, премьера российского фильма в Украине — дело достаточно сложное.

— В России «Кармен» практически никто не знает. И я остаюсь при своем мнении, несмотря на то, что Сергей мой друг. (После бердянской «Бригантины» Александр Хван полетел на кинофестиваль в Благовещенск, оттуда в Китай. Буквально за несколько часов до вылета из Запорожья в Москву стало известно, что «Кармен» предполагает приобрести одна из кинопрокатных компаний Нью-Йорка. — Авт.)

— Иными словами, следующую работу вы будете делать с другим продюсером?

— Да. Снимать буду, к сожалению, 10-серийный телевизионный детектив с условным названием «Коллекция». По стилю и содержанию — английский детектив без привычных уже морей крови, взрывов и прочих атрибутов современных боевиков. В картине будут заняты неизвестные молодые актеры, звезд не будет.

— Почему «к сожалению»? Ведь ваш учитель, Татьяна Лиознова, сняла классический телесериал «Семнадцать мгновений весны»?

— Телевидение есть телевидение. Вообще не люблю телеформат. Это другое мышление, резко меняется психология, иные сроки постановки. Не люблю иметь дело с телевизионщиками. Мне известны случаи, когда кинорежиссер начинал работать в телепроектах и ему просто «обрубали» руки и ноги, загоняя во всевозможные рамки. К тому же в телефильмах нет эффекта присутствия.

— А во всех кинокартинах есть?

— Безусловно.

— Возрождение, по крайней мере, российского кино, очевидно. Появилось много интересных картин. Какие вы видите перспективы?

— Я убежден, что XX век в кинематографе был американским. Сейчас ситуация изменилась, в России кинематограф на уверенном подъеме и нынешнее столетие станет веком русского кино. Доказательств у меня, правда, никаких, но я уверен…