UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ В КАРТИНКАХ С ВЫСТАВКИ

В здании киевского планетария в рамках фестиваля «Березілля» проходит выставка «Весна священная»...

Автор: Юрий Зелинский

В здании киевского планетария в рамках фестиваля «Березілля» проходит выставка «Весна священная». Как вы, наверное, уже догадались, посвящена она композитору и дирижеру Игорю Федоровичу Стравинскому и одному из самых скандальных и лучших из его ранних балетов «Весна священная».

Игорь Стравинский автор балетов «Петрушка» (1911 г.), «Весна священная» (1913 г.), опер «Соловей» (1914 г.), «Мавра» (1922 г.) и др. С 1910 года жил за рубежом (с 39-го года в США).

Премьера «Весны» состоялась в элитарном парижском театре на Елисейских полях и обернулась провалом. С первых же тактов в зале послышался свист и хохот, которые не прекращались до окончания балета. Почему же публика встретила «Весну» с такой откровенной враждебностью? Нам, выросшим под парадигмой ХХ столетия, понять это сложно. Но факт остается фактом. «Весну» называли самым грандиозным скандалом в музыке за последние 50 лет. Тогда новаторов не любили. Да еще чужаков. Декадентов, привыкших к классике Шенберга, Скрябина, Дебюсси, эпатировал яркий, свежий мелодизм, агрессивная моторика с привкусом русского фольклора. От этого веяло чем-то новым, а оттого — пугающим. Стравинский насыщал движение таким бешенством, что, казалось, танцевала целая нация. И фасадом этого неистовства стала блестящая хореография Вацлава Нижинского, ведущего солиста дягилевской балетной труппы. Музыку расслышали позже. «Стравинский — новая парадигма музыкальной мысли», — говорили о нем все те же критики, которые каких-то десять лет назад свистели и улюлюкали на премьере «Весны». На самом деле «Весне священной» предшествовало очень немногое. «Мне помогал лишь слух. Я слушал звуки и создавал мелодии», — скажет потом Стравинский.

В «Весне» отчетливо прослеживаются традиции русского симфонизма, как и у учителя Стравинского — Корсакова. Но не правы те, кто считает ранние балеты Стравинского — «Весну», «Петрушку» — основанными исключительно на русском фольклоре. Да, бесспорно, фольклор интересовал композитора, но исключительно как прототип, каркас, экспериментируя с которым можно было создавать что-то новое, самобытное и такое эпатажное для основной массы. И в то же время до гениальности простое, повернутое своими истоками к природе и самой земле, уйдя тем самым от более теоретической музыки к классическому импрессионизму начала века.

Теперь Россия, Франция, Америка и даже Польша с Украиной соревнуются друг с другом за право считать Стравинского своим. В этом просто нет смысла. Музыка Игоря Стравинского принадлежит всему миру. Он, умерший в 1971-м, остался в памяти людей, как один из основоположников новой музыки, как живое воплощение любви к искусству.