UA / RU
Поддержать ZN.ua

И В ПАРКЕ МУЗЫКА ЗВУЧИТ

Открытая площадка в зеленом парке возле Мариинского дворца с конца мая оживает каждые выходные: п...

Автор: Яна Иваницкая

Открытая площадка в зеленом парке возле Мариинского дворца с конца мая оживает каждые выходные: под шум фонтанов возле сцены образуется кортеж машин, публика рассаживается под открытым небом, и в семь часов вечера раздаются звуки классической музыки в живом исполнении. Так проходит Третий международный фестиваль «Киевские летние вечера».

Идея родилась как-то спонтанно, при перелете из Нью-Йорка в Киев. Заслуженный деятель искусств Юрий Зильберман (ныне директор фестиваля) и народный артист, композитор Иван Карабиц (ныне художественный руководитель) решили возродить традиции начала ХХ века. Тогда летними вечерами в парке собирались сотни зрителей перед которыми блистали Александр Глазунов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц, Натан Мильштейн, дирижировали Рейнгольд Глиэр, Феликс Блуменфельд, а в 50-х годах выступал Натан Рахлин. С момента рождения этой идеи можно было начать загибать пальцы «за» и «против». Победил энтузиазм.

Вот уже третий год подряд в парке летними вечерами можно встретить множество людей — от студентов до пенсионеров. Причем со слезами на глазах, так как билеты многие из них купить ни в театр, ни в филармонию не в состоянии.

Проблем у фестиваля много. И первая, конечно, — денежная. Тут невольно возникает параллель со знаменитым Чикагским парковым фестивалем, субсидирование которого составляет от пяти до пятнадцати миллионов долларов. Общество друзей фестиваля — около ста пятидесяти бизнесменов, каждый из которых является спонсором. Значительную сумму выделяет мэрия.

В нашей же стране спонсирование искусства до сих пор является «нелегальным». Какой же бизнесмен пожелает пожертвовать приличную сумму денег, оставшись при этом в тени? Городская администрация, правда, помогла финансово. Но этих денег хватает только на то, чтобы перевезти рояль, выпустить афиши... Все участники выступают бесплатно, а зарубежные гости ко всему прочему еще и оплачивают себе дорогу, проживание и питание — как это, например, сделал знаменитый греческий пианист Дино Мастроянис.

Однако положительные качества есть и у нашего фестиваля. В мировой практике фестивали, как правило, тематические, единая идея которых пронизывает весь цикл концертов. Но «Киевские вечера» проходят в течение двух месяцев (с конца мая по конец июня), а потому, каким бы блестящим ни был тематический «стержень», целостности все равно достичь было бы весьма трудно. Поэтому в рамках нашего фестиваля существуют тематические микроциклы — как правило, они состоят из двух спаренных вечеров: симфоническая музыка, фольклорная, джазовая, инструментальная, камерная... В то же самое время охвачен огромный спектр жанров и видов музыкального искусства.

В нынешнем году в программе запланировано 19 концертов, участие в которых принимают как известные коллективы и солисты из Украины, так и гости из Москвы, Южной Кореи, Греции. В рамках фестиваля состоялись концерты лауреатов Международного конкурса пианистов Крайнева, стипендиатов Международного благотворительного фонда Спивакова, Летней музыкальной академии, театральной мастерской «Созвездие». Что касается произведений, на фестивале были представлены и классические «шлягеры», очень известные (концерты Шумана, Рахманинова, Прокофьева) и малоизвестные (камерные произведения греческих композиторов Плакидиса и Костадинидиса, музыка Боккерини, Назарет).

24 июня на сцене фестиваля прозвучали фрагменты программы “Цикл концертов камерной музыки для скрипки, фортепиано и камерного оркестра”, в которой принимают участие Олесь Семчук, Анна Середенко, Вадим Борисов, Святослава Семчук, Андрей Фесюк. Эта программа уже звучала в разных городах Украины и закончится 3 июля концертом “Митц@@@@ за духовне в@@@@дродження України” в Колонном зале им. Лысенко.

Атмосфера на концертах очень теплая. Зрителей не пугает даже дождь. Сидя под зонтиками, они жалеют лишь о том, что неудобно апплодировать. А слушать музыку на природе — особое чувство. И, несмотря ни на что, его хотелось бы испытывать ежегодно.