Появление в Украине нового музыкального конкурса — всегда событие. Вдвойне приятно, что музыкальный конкурс вокалистов имени Бориса Гмыри (проходил в Киеве во второй раз, первый состоялся в 2004-м) с этого года — по-настоящему международный. В жюри — мировые величины вокального искусства: Валентин Пивоваров, Александр Ведерников, Валерий Буймистер, Бернадетт Манка ди Нисса, Уильям Матеуцци.
Министерство культуры и туризма Украины, а также Киевская горгосадминистрация выделили на проведение музыкального состязания небывалую сумму — около двух миллионов гривен. Да и призовой фонд конкурса соответствует высоким зарубежным стандартам: Гран-при составляет 20 тыс. долларов.
О перспективах этого конкурса и проблемах в его организации эксклюзивно для «ЗН» рассказали члены жюри, приехавшие в Украину из Италии, — в прошлом солистка миланского театра «Ла Скала», обладательница обворожительного контральто Бернадетт Манка ди Нисса и известный вокалист, в репертуаре которого практически все теноровые партии классического оперного репертуара, Уильям Матеуцци.
— Госпожа Бернадетт, какое у вас впечатление об уровне конкурсантов, в частности украинских?
— Практически все певцы, которые принимают участие в этом конкурсе, щедро одарены природой. Но сам по себе голос — всего лишь прекрасный материал, с которым нужно работать. Причем работать серьезно, сосредоточенно, шаг за шагом вырабатывая технику пения, осваивая стилистику исполнения произведений разных эпох. В целом же могу сказать, что во многих конкурсных выступлениях чувствуется общий недостаток: плохое понимание стиля.
Многим также не хватает технического совершенства во владении голосом, которое можно воспитать на стиле бельканто, музыке Моцарта, Россини, Беллини. Если бы эти педагогические прорехи были заполнены, можно было бы услышать более глубокое прочтение многих сложных произведений. И ария Баха (обязательное произведение конкурса), и романсы немецких и русских композиторов, и народная песня были бы поставлены в рамки соответствующей исполнительской культуры. Подчеркну: решение проблем нужно начинать с технических моментов — насколько голос готов к исполнению определенной музыки, и только потом могут подключаться эмоции, личное отношение к мелодии и тексту. Правда, для многих участников ученический этап уже давно пройден. Это настоящие артисты, и их выступления как минимум восхищают…
— Господин Матеуцци, а насколько убедительны тенора?
— Конечно, покоряет сама природа высоких славянских мужских голосов. Я это отметил и на конкурсе, и на мастер-классах, которые проводились в Национальной музыкальной академии Украины. Этим достойным ребятам хочу пожелать одного: находить в себе силы для постоянного совершенствования мастерства. Чтобы, как это часто случается, не просто «кричать верхнюю ноту». Хочу, чтобы конкурс имени Бориса Гмыри открыл им перспективы для дальнейшего профессионального роста.
— Госпожа Бернадетт, понравилась ли вам организация конкурса?
— Изначально была поражена отсутствием информации об этом конкурсе в Европе. В наше время, когда наличие информации о событии составляет половину успеха, кажется довольно странным, что этот конкурс плохо рекламируется в учебных заведениях Европы и, в частности, моей родной Италии. Ведь проходит он уже не впервые, а заявленные премии — лакомый кусочек для молодого певца.
Поймите, это прекрасно, что много украинцев участвуют в состязании. Но где остальной мир? Или я все-таки присутствую не на международном конкурсе вокалистов?!
Надеюсь, что к третьему проведению конкурса организаторы найдут в себе силы, чтобы достойно проинформировать музыкальный мир о своем детище. С такими премиями конкурс может и должен стать весомым европейским состязанием. При таком финансировании в конкурсе не может быть всего лишь 52 участника — в Киев должны приезжать тысячи вокалистов!
Понимаю, что организация любого мероприятия — сложный процесс, требующий много усилий: эмоциональных, физических и умственных.
К тому же организация поражает безалаберностью. Как можно вписать в программу мастер-класс с моим участием, предварительно не договорившись об этом со мной?! Мне не трудно провести мастер-класс, но я бы хотела знать о нем заранее! Неприятный осадок оставило также проведение мастер-класса Уильяма Матеуцци. Его также заранее не предупредили, потом мастер-класс был отменен. Затем, благодаря усилиям нескольких людей, все же состоялся и имел успех…
— (Уильям Матеуцци) Дело не в деньгах, я с удовольствием подарил бы мастер-класс, просто не привык к такой манере общения и поведения...
Извинился за это лишь председатель жюри… И лишь по прошествии двух туров конкурса на званом обеде в квартире-музее Б.Гмыри мы услышали слова извинения от соучредителя конкурса.
В то же время решение многих сугубо формальных моментов окружено помпой. К этому трудно привыкнуть... Просьба предоставить мне как будущему члену жюри партитуры украинских и русских композиторов, которые исполняются конкурсантами, была исполнена лишь отчасти. Меня мало интересуют титулы исполнителей и прочая информация из буклета — меня волнует живая музыка, с которой перед оцениванием исполнения я должен ознакомиться сам. После многократных просьб мне передали для ознакомления некоторые из произведений…
Главное же разочарование состоит в другом: один из организаторов конкурса выставляет оценки конкурсантам?! В Европе такое невозможно. По этическим мотивам сторона-организатор не может и не должна принимать участие в голосовании. Ее представители не имеют права даже присутствовать в зале, где совещается жюри. Ведь из таких «подробностей» формируется репутация любого музыкального конкурса.