UA / RU
Поддержать ZN.ua

И СНОВА ДЛИТСЯ «МОЛОДОСТЬ»…

Сколько эпитетов, лестных и не очень, использовали критики в своих обзорах за двадцать семь лет существования фестиваля «Молодость»...

Автор: Светлана Короткова

Сколько эпитетов, лестных и не очень, использовали критики в своих обзорах за двадцать семь лет существования фестиваля «Молодость». Срок немалый и для человеческой жизни - сегодня те, кто начинали его, снисходительно-печально наблюдают со стороны бурные фестивальные будни, ностальгически вспоминая собственные «Молодости», ставшие в свое время для них стартом в большое кино.

Как всегда, последняя неделя октября, традиционное время проведения МКФ «Молодость», превращала Дом кино в разноязыкий, многоголосый улей. Просмотры конкурсных и внеконкурсных программ, официальные мероприятия и неформальное общение, встречи и расставания, профессиональная работа команды, почти круглосуточная, - все это фестиваль.

За это время, по словам генерального директора МФК «Молодость» Андрея Халпакчи, в просмотрах в Доме кино и трех киевских кинотеатрах («Киев», «Зоряный», «Украина») участвовало 45 тысяч зрителей. Были моменты, когда место можно было выбрать по желанию, иногда в зале негде было яблоку упасть. Все программы, заявленные накануне фестиваля, были показаны заинтересованным зрителям, гостям и участникам. Особый интерес, кроме конкурсных, вызвали ретроспективы Эдварда Дмитрика, Линдсея Андерсона, панорама украинского кино 1996-97 гг., Александра Роднянского и т.д. Фестиваль - это всегда праздник, но этот можно отнести к высокому разряду рабочих фестивалей.

Я попросила сценариста и критика, члена Союза кинематографистов Украины Зинаиду Фурманову, многолетнего участника «Молодости», поделиться своими впечатлениями не только от этого форума, но и о его развитии во времени:

- Киевский Международный фестиваль «Молодость» - очень значительное явление, какие бы ни были к нему претензии в разное время. Это событие кинематографической жизни, которое, слава Богу, не исчезает. Я зритель и участник фестиваля с большим стажем, с того времени, когда сама была еще студенткой. Могу проследить эволюцию и самого фестиваля, и отношения к нему.

Тогда на фестивале было много фильмов непрофессиональных, в т.ч. в техническом отношении, но зато очень много было дискуссий и споров. Меняются кинематографические поколения, и перемены идут по одному логотипу: в какой-то момент количественные накопления дают некое качество. У нас такой качественный всплеск в молодом кино произошел десять лет назад, когда в серьезное кино пришла большая группа кинодокументалистов и тогда же утвердился «Дебют». Свой звездный старт на «Молодости» получили В.Абдрашитов и В.Криштофович, К.Геворкян и А.Сурикова, А.Роднянский, А.Загданский, С.Буковский, В.Оселедчик, Р.Ширман и многие другие.

Сейчас у меня ощущение, что мы возвращаемся к ситуации десятилетней давности. Тогда украинская школа неигрового кино действительно вышла на первое место, было много фильмов, пространство осваивалось вширь и не было тем, которых нельзя касаться. Потом встал вопрос исследований, который до сих пор не решен. Пройдя десятилетний путь, мы пришли к ситуации, что была в первые годы после революции - «кино без пленки». Но у молодых режиссеров есть выход - телевидение.

Отборочная комиссия, в которой я участвовала, отсмотрела много фильмов, снятых на видео и мало чем отличающихся от телепродукции вообще. В них есть живость, легкость и незакомплексованность, отсутствующая у прежних поколений, но недостаточно того, что называется поиском. Конечно, в жизни все уже придумано, единственно, что можно предложить, - свой угол зрения, свое отношение. Этого мало в тех картинах, что я просмотрела. Много сюжетов для «Клуба кинопутешествий», либо псевдопоисков, использующих недозволенные приемы.

С удовольствием листаю каталог «Молодости-XXVII», по нему видно, что мы вписались в цивилизованный киномир, что Украина открыта всему миру. Фестиваль - единственное пространство, на котором видна наша кинематографическая жизнь, здесь стараются показать лучшее, что есть на мировом экране, за неделю молодые кинематографисты увидят столько, сколько вовек не смогут увидеть нигде больше.

Все для гурманов - это идеология «Молодости». Что же касается работ молодых режиссеров, то мне импонирует их внимание к хронике, потому что это интерес к истории, интерес к жизни. Включение себя в исторический контекст очень важно. В работах молодых покоряет свобода, легкость общения с материалом, с пространством, со временем, они не боятся ошибиться. Хватило бы чувства меры.

У жюри фестиваля под председательством Алена Депардье, продюсера известных фильмов «Андеграунд» и «Пианино», режиссеров Вилена Новака (Украина) и Маурицио Дзаккаро (Италия), актрисы Ларисы Кадочниковой (Украина), кинокритиков Калины Вагенштайн (Болгария), Евы Аф Геерстам (Швеция) и Жана Перре (Швейцария), была нелегкая задача. Из 237 картин из тридцати трех стран мира лучшими были названы несколько лент в каждой из номинаций, причем жюри, отойдя от привычного протокола, подробно формулировало свой выбор. Гран-при «Скифский олень» и премия в 10 тысяч долларов от спонсора фестиваля компании «Топтранс» получил студенческий фильм «Скад» (Австралия, режиссер Донна Сван). Художественный фильм «Моя жизнь в розовом» (Бельгия-Франция, режиссер Ален Берлинер) - лучший игровой фильм, лучшая короткометражка - «Воскресные истории» (Великобритания, режиссер Юрос Лин) - это приз компании «Лазер-Видео-Титр». Режиссер из Америки Майкл Двосс получил приз за лучший документальный фильм «Куда девались навсегда?» от студии «1+1». Компания «Истмен-Кодак» вручила приз лучшему студенческому фильму «Коктейль» (Болгария, режиссер Валентин Вилчев). Приз имени Ива Монтана за лучшую актерскую работу от Французского культурного центра получил Романо Ордзари за роль в фильме «Сожженный рай». Ряд картин отмечен дипломами жюри, среди них - «Своя доля. Сон» Игоря Малахова (Украина).

Фестиваль окончен, уже объявлено время проведения «Молодости-XXVIII» - с 24 октября по 1 ноября 1998 года. Сколько украинских картин мы увидим в конкурсной программе?