Как известно из библейского мифа, на Ноевом ковчеге, спасающемся во времена Всемирного потопа, кроме праведника Ноя с семьей, было по паре «от всякой плоти». Именно наличие пар стало основой и идеей нового театрального фестиваля дуэтных спектаклей, не случайно названного «Ноев Ковчег». Презентация этого перспективного творческого проекта состоялась в Севастополе, на сцене Академического русского драматического театра им.А.Луначарского, выступившего учредителем фестиваля. В проекте принимают самое деятельное участие Севастопольское управление культуры, швейцарская культурная фундация «Pro Helvetia», Фонд содействия развитию искусств, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Решение «пустить в плаванье» фестиваль «Ноев Ковчег» именно в Севастополе было продиктовано особым местоположением этого города, оказавшегося в точке пересечения древних путей народов, культур и языков, города, в фундаменте которого — тысячелетний эллинский Херсонес, а значит, и истоки европейского театра. Здесь будут собираться актеры разных стран и театров, художественных направлений и вести творческий диалог.
Презентация началась пресс-конференцией, на которой был представлен Гран-при фестиваля работы киевского скульптора А.Валиева в виде стилизованного корабля с парусами — театральными масками, плывущего вокруг земного шара. Журналистов ознакомили с составом жюри будущего фестиваля. Своеобразной культурной программой проекта стали семь дуэтных представлений. Они и должны были первыми продемонстрировать идею сценического диалога, который, в сущности, и есть основа театра. Даже на примере того небольшого количества пьес можно было сделать глобальный вывод: в основе любого диалога — отношения между мужчиной и женщиной в разнообразнейших вариантах. Только в одной постановке «Голос» по С.Беккету Санкт-Петербургского театра «Мимигранты» действующими лицами были двое мужчин, но и они вели разговор о любви, о женщине. И если эта ситуация в данном спектакле была «поводом прогуляться по самому себе» (С.Беккет), то остальные были таким же поводом исследовать не только себя, но и человека тебе близкого. Пластический диалог мужчины и женщины в искусстве бального танца продемонстрировали актеры Севастопольского театра танца. В «Exhibition» (реж.В.Елизаров) музыкой, движением, великолепной техникой было прослежено развитие жанра от классического до ультрасовременного.
В спектакле Киевского театра на Подоле «Таїна буття» Т.Иващенко (реж.В.Семенцов) актерами Л.Трояновской и В.Кузнецовым прожита жизнь Ивана Франко и его жены, рассказана история их несчастливой семейной жизни. На сцене Кузнецов-Франко поглощен социальными идеями, углублен в себя, стремящийся заменить любовь долгом, обязанностью, принуждением. И он, и его жена жаждут любви, но не происходит между ними самого главного, и в общем-то, никто не виноват. Свои семейные неурядицы герои постановки «Съешь меня» Э.Сверлинга Киевского театра «Колесо» (реж.Н.Богданов) в исполнении И.Клищевской и В.Пупкова решают в эстетике абсурда. Жена изобретает невероятный способ для того, чтобы удержать мужа, решившего уйти от нее. Она представляет ему себя в качестве деликатеса и предлагает съесть. А вот любовники (Т.Бурнакина, О.Флеер) в спектакле «Любовники» Б.Слэйда Севастопольского театра им.А.В.Луначарского (реж.В.Савинов) не стали супругами, хоть и любили друг друга всю жизнь. И все же их объединяли высокие чувства, пронесенные через долгие годы. История любви в письмах — так можно назвать другую жизненную повесть в спектакле Киевского театра «Актер» А.Герни (реж.И.Славинский) в исполнении Л.Яремчук и В.Шестопалова. Статичность действия (актеры сидят и читают свои письма) не способна, однако, подавить огромный накал чувств и эмоций. Два взгляда в пространство, как две параллельные линии. Вопреки законам геометрии они пересеклись, и зрителям понятно, что эти герои были счастливы, потому что любили. Отправной точкой поиска любви для персонажей (И.Калашникова,С.Мельник, К.Тыжнова (ф-но) спектакля «В Барабанном переулке» Б.Окуджавы Киевского театра «Сузір’я» (реж.И.Славинский) становится вокзал. Именно здесь, в простеньком привокзальном ресторанчике, под стук вагонных колес, начинают звучать строчками стихов Окуджавы слова любви, искренней, настоящей. И вырастает она из события на маленьком пятачке сцены до масштабов вселенской притчи о Женщине и Мужчине, их вечном стремлении к Любви.
Такими были первые обитатели мифологического театрального «Ноева Ковчега». На его флаге начертано «Собрать и сохранить», его создатели хотят объединить талантливых актеров из разных стран и попытаться сохранить бесценные крупицы духовности, которые рискуют растаять в бурном потоке окружающей действительности.