UA / RU
Поддержать ZN.ua

И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Доказывали это на Международном независимом фестивале моноспектаклей «Відлуння», переиначив фразу на театральный лад «И один на сцене актер»...

Автор: Алла Подлужная
Бирюте Марцинкявичюте в спектакле «Любовник» — Гран-при

Доказывали это на Международном независимом фестивале моноспектаклей «Відлуння», переиначив фразу на театральный лад «И один на сцене актер». Фестиваль «Відлуння» проводился в Киеве во второй раз. Его гостеприимно принял и окунул в атмосферу Андреевского спуска Театр «Колесо». Итоги первого фестиваля, собравшего интересных актеров из европейских стран, имели международный резонанс. Швейцарская культурная фундация «Про Гельвеция», главный партнер первого фестиваля, решила поддерживать «Відлуння» и в дальнейшем, ибо понимает, сколь важно взаимопроникновение художественных культур, обмен творческим опытом, знакомство с поисками и находками театрального искусства, возможность плодотворного общения и духовного обогащения.

Моноискусство — особый театральный жанр, требующий от актера предельной искренности и органичности, исключительного умения «держать» зал, отваги и творческой смелости в конце концов, ибо непростая это задача — остаться одному на поле театральной битвы. Отчаянных смельчаков, высоких профессионалов собрали знамена «Відлуння». В фестивале приняли участие 17 актеров — украинских, из ближнего и дальнего зарубежья. Палитра фестивальных спектаклей была пестрой, многоликой. Ее можно было условно разделить на два направления — сторонники полноценных спектаклей, использующих разнообразный реквизит, костюмы, фрагменты декораций и представители так называемого аскетичного искусства, сторонники сведения к минимуму набора выразительных средств, апологеты идеи обязательного переведения сценического действия в плоскость художественности метафор и многомерности образов. Эти направления не нужно противопоставлять друг другу, не стоит и стараться определить, какое из них более близко к сценической истине. Оба они хороши и имеют право на существование лишь при условии таланта и органики актеров, их представляющих.

Из разряда спектаклей, где выходит актер, стелит коврик посредине площади — и это уже театр, на фестивале были показаны такие, как «Буратино» (Игорь Ларин, Россия) с совершенно парадоксальным взглядом на образ веселого деревянного человечка, «История моей голубятни» (Херберт Калуза, Германия) — пронзительный рассказ старого еврея Арье Лейба о своем детстве. Практически не используя реквизита, работали на чистой психологии и внутреннем сосредоточении актеры Лидия Данильчук («На полі крові»,Украина), Алексис Летам («В поисках «Гамлета», Венгрия), Омар Сангаре («Настоящий театральный критик», Польша), Олег Комаров («Мой Пушкин», Украина). Образ спектаклей, рождающихся из сценографии, присутствовал в ярких, эмоциональных, исповедальных, темпераментных работах Виктора Кошевенко («Аккомпаниатор», Украина), Людмилы Скрипки («Я жду тебя, любимый», Украина), Василия Баши («Зачарована Десна», Украина), Людмилы Лымарь («Ведьма», Украина). Отрицая время ожидания и сожаления, сыграла свой авторский спектакль Нина Добрикова («На переправе», Россия), а швейцарская актриса Франсин Вонлих поведала о собственном видении путешествий Одиссея и обо всех его неимоверных приключениях. Многонаселенная драма «Борис Годунов» предстала в лице одного, виртуозно перевоплощающегося, исполнителя Владимира Шелестова (Белоруссия). Гран-при фестиваля завоевала актриса Литовского национального театра драмы Бируте Марцинкявичюте. Ее спектакль «Любовник» по известному роману М.Дюрас ведется в тонком и трепетном стиле откровенного монолога молодой девушки, пережившей в столь раннем возрасте сокрушительную любовную страсть. Спектакль своеобразен пластическим рисунком, музыкально-звуковым и визуальным рядом, он завораживает почти осязаемой аурой неприкаянности души, оставшейся без любви.

Актер Киевского театра «Перетворення» Владимир Завальнюк представил на фестиваль свой новый спектакль «Маленький принц» по удивительной сказке Сент-Экзюпери. Спектакль с изобретательной сценографией, с использованием кукол, масок, живого плана, завораживает возможностью возвращения в детство, он вынуждает вспомнить мудрое напутствие «смотреть» не глазами, но сердцем.

Фестиваль «Відлуння» собрал актеров, «смотрящих» сердцем. Для них, исповедующих моноискусство, это единственно приемлемый способ существования в театре. Они так живут и учат этому зрителей.