UA / RU
Поддержать ZN.ua

И НЕ ГОДА ОПРЕДЕЛЯЮТ ВОЗРАСТ…

Говорят, имя, полученное при рождении, предопределяет судьбу. И не только человека. Для хоровой кап...

Автор: Майя Виноградова

Говорят, имя, полученное при рождении, предопределяет судьбу. И не только человека. Для хоровой капеллы Украины, созданной 75 лет назад хормейстером Нестором Городовенко, название выбрали тогда не только очень поэтическое, но и символическое - «Думка». Возможно, оно в какой-то мере и определило судьбу этого художественного коллектива. Ведь и сегодня все творчество прославленной Государственной заслуженной академической капеллы Украины неразрывно связано с думами народа о его трагической истории, горькой судьбе, с думами о будущем.

Сегодня «Думка» считается национальной гордостью, символом величия и славы украинского искусства. Поэтому ее 75-летний юбилей стал праздником для всей музыкальной общественности Украины и каждого, в чьем сердце живет любовь к украинской музыке.

На торжественный вечер, посвященный знаменательной дате, в зале Национальной оперы собрались и думчапе-ветераны, вся творческая жизнь которых была неразрывно связана с хоровой капеллой, и композиторы, чьим произведениям в разные периоды своей истории дала она путевку в большую жизнь, и представители киевских вузов, которые всегда были кузницей кадров для «Думки», и просто почитатели ее высокого профессионального и художественного мастерства. Но характерной особенностью этого вечера являлось то, что среди гостей, заполнивших зал до отказа, было на редкость много молодежи. А это значит, что и «Думка» сохраняет молодость своей души, что не года определяют возраст.

Много теплых слов прозвучало на юбилейном вечере. Но никто не смог бы рассказать о юбиляре полнее, чем его художественный руководитель и главный дирижер народный артист Украины Е.Г.САВЧУК, который возглавляет коллектив последние десять лет.

- Евгений Герасимович, «Думка» - один из старейших художественных коллективов Украины. И нынешний юбилей, наверное, дает ему полное право заявить сегодня словами популярной песни: мои года - мое богатство.

- Накопленный с годами жизненный и творческий опыт, бережно сохраненные лучшие традиции - это, безусловно, неоценимее богатство. Но в творческой биографии «Думки» отражена вся 75-летняя история нашего государства, украинского народа. Несмотря на то, что «Думке» всегда отводилось особое место, что работа в этом коллективе считалась и престижной, и почетной, у него были и периоды творческого взлета, и периоды кризиса. Историю невозможно переписать заново, отредактировать, приукрасить. Ее следует воспринимать такой, какой она есть, но изрекать из нее уроки на будущее, чтобы
не повторить допущенных ошибок. И как художественный руководитель коллектива и главный дирижер, я в своей работе постоянно стремлюсь следовать этому принципу.

- Какие традиции «Думки» высчитаете лучшими и стремитесь сохранять и продолжать?

- Основателем и первым художественным руководителем капеллы был хормейстер Нестор Городовенко. Еще недавно имя этого человека, более двадцати лет возглавлявшего «Думку» и умершего в эмиграции, не упоминалось на родине. Замалчивался и его неоценимыйвклад в пропаганду национального хорового искусства, украинской музыки. И немногим известно сегодня, что именно за плодотворную работу в этой области Нестор Городовенко в свое время первым был удостоен звания заслуженного артиста Украины, о чем свидетельствует номер его наградного удостоверения.

В разные годы коллектив возглавляли лучшие хормейстеры Украины. Среди них - Михаил Вериковский, Петр Гончаров, Михаил Кречко и другие. Но некоторые из них, как например Александр Сорока и лауреат Государственной премии им.Т.Г. Шевченко профессор Павел Муравский, работали в «Думке» еще в довоенные годы, прошли «университеты» Нестора Городовенко и в своей творческой деятельности стремились последовательно развивать заложенные им традиции - пропаганду национального музыкального искусства.

В последние годы коллектив капеллы снова видит свою главную задачу в том, чтобы наиболее полно репрезентовать достижения национальной хоровой культуры. Украинская музыка вновь заняла достойное место в репертуаре. В нашей афише, к примеру, такие масштабные вокально-симфонические произведения, как реквием «Бабий Яр» и «Панихида» Евгения Станкевича, посвященная трагическим событиям в истории Украины, жертвам голодомора 1933 года, кантата-симфония Станислава Людкевича «Кавказ» на стихи Т.Г.Шевченко.

Творческое содружество с украинским композитором Лесей Дычко пополнило репертуар кантатой «Красная калина», которая является золотым фондом «Думки», и ораторией «И нарикоше...», а с Иваном Карабицем - ораториями «Киевские фрески» и «Сад божественных песен» на стихи Г.Сковороды. Активно работаем с композитором Владимиром Зубицким. Стремимся открывать все новые имена в национальном искусстве и пропагандировать его.

- И не только, как известно, в Украине. К тому же, это ведь тоже одна из традиций «Думки», коллектив которой впервые открыл зарубежному слушателю украинскую музыку еще 65 лет назад во время своих первых гастролей во Франции?

- Безусловно. За последние несколько лет «Думка» дважды репрезентовала свое искусство перед слушателями Испании и Австрии, успешно провела гастроли в Германии, США, Канаде. В нашем репертуаре были народные песни, шедевры отечественной и мировой профессиональной музыки. В частности, это произведения Д.Бортнянского, А.Веделя, М.Березовского, Н.Леонтовича, К.Стеценко, А.Кошица, П.Козицкого, Г.Майбороды, Л.Ревуцкого, Б.Лятошинского и уже названных украинских композиторов.

Своеобразным лакмусом для определения профессиональной зрелости хорового коллектива всегда является классическая музыка. Поэтому в репертуаре капеллы и произведения Й.-С.Баха, Г.-Ф.Генделя, Ф.-Й.Гайдна, Д.Шостаковича, И.Стравинского и др. Очень почетным, но и очень ответственным было для нашего коллектива исполнение Девятой симфонии Л.Бетховена и «реквием» В.-А.Моцарта на родине этих великих композиторов..

А во Франции коллектив «Думки» получил уже постоянную «прописку» - на гастроли нас приглашают ежегодно. Укреплению творческих контактов между Украиной и Францией содействуют Институт европейских музыкальных встреч, возглавляемый президентом Андрэ Одессоном. Я являюсь членом совета этого института и представляю в нем наше государство.

Творческое содружество связывает наш художественный коллектив с известными французскими композиторами Ивом Кляуэ и Бернаром Карлоземом, произведения которых исполняла капелла. В ближайшее время Ив Кляуэ планирует предложить нам новые произведения на стихи классика украинской поэзии И. Франко. Возможно, мы стоим у истоков рождения новой традиции.

- Почти вся творческая жизнь капеллы до недавнего времени проходила в гастрольных поездках по городам и селам Украины, бывшего Союза. Но экономический кризис неминуемо приводит к «сворачиванию» культурной жизни в стране, в частности и концертной деятельности. Вы уверенно завоевываете все новых зарубежных слушателей, но не боитесь ли потерять своих постоянных слушателей на родине?

- Проблема эта, действительно, очень серьезная. Прежде Укрконцерт занимался вопросом наших гастрольных поездок, их организацией. Сегодня единственная надежда на Министерство . культуры Украины, которое должно проникнуться пониманием важности задачи, стоящей перед нашим коллективом, - репрезентации национальной и хоровой культуры в целом.

Но академическая капелла не ограничивает свою просветительскую деятельность только гастрольными концертами. За последние несколько лет ею записаны на пластинки и в фонд Украинского радио и телевидения уже названные произведения Ивана Карабица, Евгения Станковича, кантата-симфония Станислава Людкевича, финал Девятой симфонии Л.Бетховена и «Реквием» В.-А.Моцарта. Записали также «Ивана Гуса» Н.Лысенко, оперу «Ацис и Галатея» Г.-Ф.Генделя, «Глорию» А.Вивальди, «Стабат Матер» Дж.Россини, «Мессу» Ш.Гуно, кантату «Иоанн Дамаскин» С.Танеева. Среди наших записей - большая программа украинской духовной музыки к 1000-летию крещения Киевской Руси, «Украинские колядки и щедровки».

- Итак, можно сделать вывод, что, несмотря на свой «почтенный возраст», «Думка» с годами не только не теряет, но и улучшает свою творческую форму?

- Боюсь показаться нескромным, но 75-летие - это возраст зрелости, это время творческих взлетов. А если серьезно, то я считаю, что к своему юбилею «Думка» пришла, как говорится, не с пустыми руками, с большим художественным багажом, с хорошими исполнительскими достижениями. И они - результат напряженной творческой работы всего коллектива.

Но особенно весомый вклад в его творческие достижения делают сегодня заслуженные артисты Украины Игорь Бабич и Анатолий Глазырин, а также их коллеги-солисты капеллы Борис Буряк Галина Зикратая, Владимир Швец, Константин Клейн, наши дирижеры - заслуженный деятель искусств Украины Виктор Петриченко, Андрей Ворошилов, концертмейстер Юрий Руцинский.

И хоть возраст нашей капеллы, как вы отметили, почтенный, но мы постоянно заботимся о том, чтобы коллектив пополнялся талантливой молодежью. Кадры для нас готовят и Киевская консерватория, и Институт культуры, и Университет им. Драгоманова. И мы очень благодарны всем им за высокий профессиональный, технический уровень подготовки молодежи, так как она - завтрашний день «Думки», а завтра начинается сегодня.

- Радует ваша уверенность в завтрашнем дне, ваш оптимизм. Но немного удивляет, что, в отличие от других руководителей художественных коллективов, не жалуетесь вы на повседневные трудности. Неужели их нет у вас?

- А разве такое возможно в наше время? Конечно, они есть. И их немало. Это и низкая зарплата артистов, которая сегодня не может обеспечить им достойную жизнь, и материальные трудности коллектива в целом, когда не хватает средств, чтобы обеспечить его, к примеру, нотным материалом, новыми костюмами. А ведь наш коллектив - Государственная заслуженная академическая капелла Украины. Кому же как не государству заботиться о ее материальной базе? Но хочется верить, что все эти трудности - временные. И, выйдя из экономического кризиса, государство первоочередное внимание уделит национальной музыкальной культуре, потому что, как сказал когда-то украинский композитор Кирилл Стеценко, украинская песня расскажет народу, кто он, каких, родителей мы дети