UA / RU
Поддержать ZN.ua

…И МИР, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЙ ПРЕД БАХОМ...

У каждого великого художника есть творческое кредо, святое «верую», которое формирует его высокие идеалы, направляет порывы вдохновения и определяет судьбу в искусстве...

Автор: Оксана Гармель

У каждого великого художника есть творческое кредо, святое «верую», которое формирует его высокие идеалы, направляет порывы вдохновения и определяет судьбу в искусстве. Но духовные ориентиры могут иметь не только отдельные яркие личности, а и большие творческие акции, фестивали. И один из них — международный музыкальный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает». Каждая новая фестивальная встреча — это, по словам его вдохновителей, соприкосновение с вершинами человеческого творения, с вечными ценностями — Истиной, Добром, Красотой.

Концерты виртуозных исполнителей всегда посвящены значительным творческим датам. 2000 год — год памяти И.С.Баха (250 лет со дня смерти). Наследие великого немецкого Кантора — это одна из вершин и одновременно могучий исток европейской музыкальной культуры Нового времени. И потому название нынешнего четвертого фестиваля символично и всеобъемлюще: «Бах и весь мир». Баховские произведения стали «сквозной темой» музыкальных вечеров недели, но, кроме этого, фестиваль включил концерты, посвященные юбилеям Л. ван Бетховена, Ф.Шопена, Р.Шумана, М.Равеля, А.Скрябина, Д.Шостаковича. В попытке охватить «весь мир» организаторы творческих встреч увеличили масштабы феста — он продолжался на два дня дольше, чем в прошлом году.

Неизменные участники музыкальных вечеров — лауреаты Международного конкурса юных пианистов В.Крайнева как новые победители, так и хорошо знакомые киевской публике. Именно последние солировали на первом концерте фестиваля. Он был посвящен музыке И.С.Баха: пять концертов для фортепиано с оркестром прозвучали в исполнении Динары Наджафовой, Елены Колесниченко, Ольги Кузнецовой и маэстро Владимира Крайнева в сопровождении камерного ансамбля из России «Musica Viva» под управлением Александра Рудина. Каждый из солистов сдержанно и выразительно исполнял баховскую музыку. При этом у Е.Колесниченко финал концерта ре минор прозвучал по-бетховенски драматично, а медленная часть концерта до минор в интерпретации В.Крайнева приобрела романтические черты. Камерный ансамбль «Musica Viva», тонко исполняя барочную музыку, вместе с тем нередко находился во власти солистов, сам часто уходя на второй план. Тем самым он несколько видоизменял модель старинного концерта, предполагающую равноправное соотношение солиста и оркестра.

Продолжением диалога исполнителей, но в другом ракурсе, стал один из лучших концертов фестиваля, посвященный 125-летию со дня рождения М.Равеля. У слушателей была возможность сопоставить интерпретацию музыки великого француза его соотечественником Паскалем Годаром и русским пианистом Владимиром Крайневым. Если в игре П.Годара обращала на себя внимание французская изысканность, виртуозность, утонченность звучания (три пьесы из цикла «Отражения»), то в исполнении В.Крайневым первого номера из цикла «Ночной Гаспар» — «Ундина» — ощущалась славянская теплота и песенность (и при этом неизменно вспоминалась известная рахманиновская прелюдия соль-диез минор).

Шопеновская дата этого года — 190 лет со дня рождения — была отмечена в концерте Наума Штаркмана виртуозным исполнением вальсов, этюдов, ноктюрна си-бемоль минор и баллады №2 великого польского композитора. Но наиболее тонко прозвучали ІІ и III части концерта для фортепиано с оркестром ми минор Ф.Шопена в исполнении Игоря Четуева на заключительном концерте фестиваля. Благодаря глубокому и мягкому туше молодому пианисту гениально удалось воплотить шопеновскую тихую лирику. При вслушивании в его интерпретацию приходили на память описания игры самого Шопена, оставшиеся в воспоминаниях современников.

Одно из ярких открытий фестиваля — фортепианный дуэт из Болгарии Англика Генова и Любен Димитров. Это лауреаты всех престижных премий на международных конкурсах фортепианных дуэтов: в Майами (США), Мюнхене и Ганновере (Германия), Токио (Япония), Калтаниссетти и Риме (Италия). Во время своего фестивального концерта «Диалог сквозь века» болгары продемонстрировали высокий профессионализм и виртуозность исполнения, удивительную синхронность и единое «дыхание рук» в игре. Но более всего впечатлило качество звука и интонирования — они точно соответствовали стилю представленных произведений: классицистская ясность и филигранная мелизматика в опусах сыновей Баха, яркое открыто-концертное исполнение сюиты «Вальсы» Ф.Шуберта—С.Прокофьева, джазовая нюансировка в Трех прелюдиях Дж.Гершвина. Кульминационным номером дебюта фортепианного дуэта на киевской сцене стал «Вальс» М.Равеля, который отличался масштабностью и тщательной продуманностью исполнительской драматургии.

Господство фортепианной музыки — одна из примет фестиваля. Но при этом всегда среди гостей феста есть мастера других инструментов, которые своим выступлением добавляют новые краски в палитру крайневского праздника музыки. В этот раз были приглашены композитор и органист церкви Святого Евстахия в Париже Жан Гийу и заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов скрипач Григорий Жислин.

О выступлении французского органиста сложилось двойственное впечатление. Профессор органной интерпретации в институте de Alta Cultura в Лиссабоне, концертирующий музыкант, на нынешнем фестивале исполнял произведения И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта крайне неритмично. Аналогичные тематические построения звучали часто в различном темпе. И создавалось впечатление, что исполняется законченное самостоятельное произведение, а органная импровизация (кто знает, может, так было задумано?). Но, с другой стороны, в фантазии фа минор В.А.Моцарта Жан Гийу продемонстрировал интересный вариант регистровки; благодаря удачно подобранному и драматургически выстроенному чередованию прозрачных и густых тембров произведение прозвучало свежо и ярко.

Если концерт органиста вызвал множество различных мнений, то вечер скрипичного искусства Г.Жислина имел абсолютный успех. Высокопрофессиональный исполнитель, педагог Королевского колледжа музыки (Лондон) и Академии музыки в Вюрцбурге (Германия) подарил киевским слушателям три сонаты для скрипки с фортепиано Л.ван Бетховена, среди которых была и виртуозная «Крейцерова». Г.Жислин — очень тонкий музыкант. В его руках старинная скрипка мастера Дж. Баттиста Гваданьини (1752 года) особенно вдохновенно звучала в медленных частях сонат, где господствовала высокая бетховенская лирика.

Музыкальной вершиной фестиваля стал вечер музыки А.Скрябина, где его кульминацией был концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, исполненный Владимиром Крайневым и Национальным заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины под управлением В.Сиренко. Солист настолько ярко продемонстрировал тембровые возможности рояля, что его метафорически можно назвать «человек-оркестр». Успех превзошел все ожидания: В.Крайнев на «бис» повторил вторую часть концерта.

Четвертый фестиваль «Владимир Крайнев приглашает» отзвучал. Его организаторы выразили глубокую благодарность министру культуры Украины Б.Ступке, дирекции Национальной филармонии и международному центру «Сенс», поддерживающему талантливых детей в Украине.

Будущему пятому, юбилейному, фестивалю хочется пожелать еще более тщательного отбора исполнителей, где каждый из них был бы творческой личностью, индивидуальностью с оригинальными трактовками произведений вечной классики. Программы следующего феста уже подготовлены. В них вошли произведения Ф.Листа, И.Стравинского, М.Мусоргского, Г.Малера, В.А.Моцарта. Будем надеяться, что в первую осень нового тысячелетия Киевская филармония вновь распахнет двери перед виртуозами, приглашенными Владимиром Крайневым.