UA / RU
Поддержать ZN.ua

И, наконец, построили? Обновленная Одесская опера решила отказаться от боди-билдинга

Всеукраинская эпопея по восстановлению Одесского оперного театра малопомалу близится к завершению...

Автор: Мария Гудыма

Всеукраинская эпопея по восстановлению Одесского оперного театра малопомалу близится к завершению. Во всяком случае одесский скульптор Михаил Рева мечтает установить на Театральной площади Южной Пальмиры в честь открытия обновленного оперного цвето­музыкальный фонтан в виде рояля. Представляете: «как новенький» оперный, а перед ним — площадь с красивым покрытием, современной системой освещения, звуко­ и видеообеспечения для проведения концертов на открытом воздухе. И в центре этой своеобразной сценической площадки — сияющий рояль, элегантный и полувоздушный, судя по проекту автора. Хорошо бы… Все это великолепие должно быть готово к началу октября. Но… Хочется верить, что все­таки будет готово...

К счастью, сегодня у одесских театралов и меломанов есть все основания обдумывать фасоны праздничных нарядов, которые стоит шить к 1 октября 2007 года— дате открытия оперы после реставрации. Слава Богу, сильные мира сего, в данном случае первые лица государства, депутатский корпус и губернатор Одесской области Иван Плачков, делают все, чтобы ритмичность финансирования не прекращалась. Театру надоело терять свою публику, репетировать и давать спектакли на чужих площадках. До того надоело, что часть репетиций инструменталистов и вокалистов уже проходит в пяти только что отремонтированных классах оперного театра. Хор занимается в артистическом буфете на первом этаже. Сложнее балетным танцорам, однако к середине марта, судя по всему, будут открыты репетиционные классы с фирменным финским половым покрытием. Заинтересована ли власть предержащая в том, чтобы театр к очередной назначенной дате вновь не был готов к эксплуатации? Вовсе нет. Тот поток негатива, который накапливался целое десятилетие коллективом театра и публикой, да и просто общественностью города, заинтересованной в сохранении жемчужины архитектуры, правительству совсем ни к чему. Проще и спокойнее обеспечить реставраторам те 53 миллиона, которые необходимы для успешного завершения всех работ. К сожалению, театр неминуемо столкнется с проблемой отсутствия инженерных кадров, способных обслуживать театральные механизмы, осветительную технику и так далее на современном уровне. Месячные оклады в 600--700 гривен квалифицированных специалистов вряд ли привлекут, даже если за интенсивность нагрузок администрация театра изыщет возможность выделить пятидесятипроцентную надбавку. Увы, это общая беда всех одесских театров, которым для того, чтобы работать на современном уровне, нужна не только техника, но головы и руки, способные этой техникой управлять.

К радости истинных ценителей искусства, зал обновленной оперы уже не будут сдавать в аренду под проведение состязаний по боди-билдингу, как это случалось в прежние годы. Во всяком случае, нынешний директор театра Владимир Палиенко твердо обещает держать марку. Понятно, что без арендных поступлений сегодня тяжело, однако следует понимать: гламурные мероприятия вроде конкурса красавиц или фестиваля моды в роскошном зале еще имеют вид, а вот лоснящиеся тела культуристов — это уж, извините, из другой оперы… После торжественного открытия, приуроченного к 120-летию театра, публику ожидает много приятных моментов. Например, гастрольные выступления Пааты Бурчуладзе, Марии Гулегиной и других певцов, чей творческий путь начинался в Одессе. А еще — цикл спектаклей театра Вячеслава Гордеева «Русский балет» с оркестром нашей оперы. А дальше будем готовиться к еще одной знаменательной дате. Первый городской театр был открыт в 1809 году, стало быть, через два года Одесский оперный откроет свой двухсотый сезон. Очень хотелось бы наконец-то видеть происходящее в этих стенах глазами не прораба, но критика.

А пока остается радоваться тому, что по театру снуют рабочие, доводится до окончательного блеска зрительный зал, меняется планшет и все механизмы сцены, и уже из нескольких окон доносятся то скрипичные пассажи, то распевки вокалистов.

— По сути дела, освоение двадцати миллионов, выделенных на реставрацию в прошлом году, наглядно можно увидеть по нынешнему состоянию инженерных частей, энергоблока, — рассказывает Владимир Палиенко. — Остались какие-то обидные мелочи, которые доделываем. На 1 января 2007 года суммарная освоенность реставрационных средств за все годы составила свыше 140 миллионов гривен. За 2004 год было освоено 50 миллионов, приведен в порядок зрительный зал, часть вестибюлей, кровля театра. К сожалению, в 2005 году наступила досадная пауза в финансировании, работы были приостановлены.

— Где-то к середине осени прошлого года критическая ситуация стала меняться, сегодня мы все испытываем оптимизм по поводу завершения реставрации в срок. Но готов ли театр к нормальной работе в обновленном здании?

— Технических работников не хватает, вот и обратились мы в соответствующие структуры, в управление финансов в частности. Областная госадминистрация нас поддержала в этом вопросе, и мы уже ввели дополнительно сорок единиц обслуживающего персонала. Еще около ста постепенно будут вводиться в течение года по всем цехам. Обращаемся в бюро по трудоустройству, ситуация тяжелая, но не безнадежная. Во всяком случае, все технические подразделения театра укомплектованы руководителями. Новое освещение, новый звук потребуют соответствующего обслуживания, мы это прекрасно понимаем. И нас, к счастью, понимают. В субботниках, которые устраивал губернатор в нашем театре, принимали участие сотни работников аппарата госадминистрации, освобождавшие театральные помещения от строительного мусора. Люди увидели своими глазами, что на самом деле происходит в театре. А заинтересованность первых лиц государства проявилась в том, что в бюджете было предусмотрено финансирование завершения реставрационных работ в нужном объеме. Я не совсем понимаю неадекватное отношение к театру главы парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Владимира Яворивского, ведь он на этом объекте ни разу не был, а уверен, что деньги будут использованы не по назначению! Очевидно, существуют определенные настроения в киевских кругах. Но ведь есть заключения контрольно-ревизионной службы, которая присутствует у нас постоянно. Надо же обладать официальной информацией, полученной из достоверных источников, чтобы утверждать такие вещи, да еще с телевизионного экрана… Это тем более странно, что пана Яворивского с Одессой многое связывает и этот город, казалось бы, должен быть ему дорог.

Есть еще один нюанс, касающийся Театральной площади. Именно на ней находится многострадальный Музей морского флота, изрядно выгоревший весной 2005 года. Сейчас инвесторы из Киева готовы вложить 17 миллионов долларов в реконструкцию этого здания, являющегося памятником архитектуры национального значения. Но поскольку никакого музея после реконструкции там, конечно, не будет, а будет закрытый Английский клуб, как до революции, а также туристическая компания и картинная галерея, одесская общественность бурлит и составляет письма протеста. Если так пойдет и дальше, есть риск, что инвесторы отступятся, а здание с прогоревшей крышей окончательно прогниет и рухнет. Странно будет выглядеть площадь с шикарным театром, гламурным фонтаном-роялем и жуткой развалиной. Давайте же смотреть на вещи реально: в городе и так достаточно музеев, которые требуют заботы государства. Почему бы не быть Английскому клубу для вип-персон в его исконном здании? Зачем нам музей, который, кстати, посещался в последние годы своего существования еще хуже, чем все остальные? Понадобилась кому-то сия дорогая игрушка — пусть восстановит и пользуется. А потом законно гордится тем, что «Английского клоба старинный, верный член до гроба». Не нужно воспринимать это как жертву, должен ведь существовать какой-то здравый смысл! Будем лить слезы над еще одним рухнувшим зданием, только и всего…