Знаете ли вы, что Киев - это Город Мастеров? С одним из них я вас сейчас… Нет, пусть начало будет другим.
Все началось с того, что я влюбилась. Я называла его Яблочный Ангел. Он постоянно и верно ожидал меня в любую погоду на Андреевском спуске. Я знала, что когда бы ни пришла, застану его, мечтательно парящего на голубых прозрачных крылышках, с яблоком в протянутой руке. А потом он исчез. Улетел. И опустился на землю в неизвестных мне местах. Хорошо, что я успела сделать фотографию.
Ангел был кукольным, и создала его художница Наталья Рудюк. Год назад мне посчастливилось попасть на ее выставку. На фоне белой стены искрящимся водопадом - карнавал, скоморошьи пляски, ангельское пение над пестрой каруселью. Сразу - вспышкой - яркие краски костюмов и живописные детали: серьги, бусы, венки, листья, плоды, крылья и перья. Переведя дух, смотрю. Вижу Корову в белом, расшитом узорами облачении, с цветущим букетом меж голубыми рогами. Бычка в темно-синем звездном кафтане с золотой птицей на спине. Ах, да, к Корове тоже прилетела лазоревая пташка. Вижу Девушку-Берегиню, проросшую из праславянской древности сказочным деревцом. Рядом - Коломбина и Арлекин, ряженые в масках с Козой и Птица - Сирин, Алконост, Гамаюн?
Мне было хорошо с ними. Они просились в дом, обещая атмосферу защищенности и уюта. У каждой было свое неповторимое лицо с человеческими чертами. Но проглядывало сходство, роднившее их с моим Ангелом, - неуловимая ускользающая улыбка, задумчивость во взоре, некая отрешенность. Они словно пели хором: «Люди, ваш мир хорош, но наш - прекрасен».
Каждая кукла Наташи Рудюк - произведение искусства и любви. Новый мир вырастает на основе мифов, легенд, преданий, но такой, какого прежде не было. Думаю, что именно куклы исполнили мое желание - познакомили с той, кто этот мир создает.
Наташа работает художником сцены в одном из киевских театров. Там мы и встретились днем, в рабочее время. Зашли сначала в костюмерный цех, где происходила примерка платья к новому спектаклю, затем - на сцену, на ходу Наташа говорила кому-то в открытую дверь: «Не забудьте о 200 метрах золотой парчи». По дороге здоровалась с актерами и договаривалась о встрече для обсуждения костюмов. Наконец, удалось ненадолго присесть. Позвольте предложить нашу беседу в виде монолога художницы.
- Часто бывает, что кукла - всего лишь подставка к костюму, лицо неживое, нет образа. Раньше, когда модных журналов не было, именно так распространяли моду. А для меня главное - найти образный ряд, несущий настроение. Мир кукол - это маленький театр, вглядываясь в который внимательный зритель получает то, за чем пришел.
- Материалы? Больше всего люблю старинные ткани, «из бабушкиного сундука». Они ведь прожили целую эпоху и рассказывают об этом, передают определенное состояние души своим цветом, фактурой. А в куске современной парчи, если ее не обработать, нет жизни. Поэтому ткань для одежды чаще всего расписываю сама.
- Иногда в куклах воплощаю то, что не могу выразить в театре.
Мне вспомнилась Девушка-Театр, одна из самых удивительных работ. Хрупкое создание, эфемерное и пленительное. Голову венчает птица, в руке яблоко, а юбка - одновременно занавес и сцена с голубым пейзажем и парящим ангелом.
- Любимые персонажи? Люблю всех - если получилось то, что задумала. Вот, например, Коза из языческой серии. Помните, народное действо о Коляде. Она должна была родить Солнце, но Черная сила ее преследовала, мешала. Тогда Коляда обернулась Козой. Коза - существо, которое дарит людям Солнце. Недаром, праздник отмечался во время зимнего солнцестояния, день увеличивался, к людям приходило новое Солнце, новая радость.
Кукольная Коза с красными рожками, вся в пестрых лентах, в меховом кожушке действительно дарит эту радость всем, кто ее увидит.
- О чем мечтаю? Однажды я побывала на выставке кукол из Японии, это было интересно. Знаю, что у нас в Киеве, в Украине очень много талантливых художников - кукольных мастеров. У каждого свой неповторимый подход к созданию нового образа. Поэтому я надеюсь, что в Киеве когда-нибудь состоится выставка кукол разных авторов.
На прощание Наташа показала мне макет декорации к спектаклю, над которым она сейчас трудится.
- Представьте себе старинный богатый особняк, замок, весь увитый зеленью. А теперь вообразите, что дом исчез - зелень осталась.
Передо мной на маленькой сцене предстал реально существующий мираж: зеленый домик - воздушный замок, свободный внутри от стен и перегородок. Это живое зеленое воспоминание я унесла с собой, населив его в воображении ожившими куклами.
А вот о чем в беседе не упоминалось: ученица Данила Лидера, Наталья Рудюк почти 20 лет работает в Украинском драматическом театре им.И.Франко. За это время художница оформила около 60 постановок в лучших театрах Киева, Украины, Москвы, Прибалтики, Белоруссии. Выполнила костюмы к спектаклям «Федра» (реж. Р. Виктюк) и «Братья Карамазовы» (реж. Ю. Любимов). Отмечена премиями театрального фестиваля «Золотой лев» (г. Львов, 1990 г.) и театрального конкурса «Киевская пектораль» (1994 г.). Ее имя внесено в знаменитую Французскую театральную энциклопедию.
Я часто хожу смотреть кукол Наташи в салон «Гончары» и в студию-галерею Евгения Заварзина (ЕЗ). Надеюсь увидеть новых в будущем - на выставке, о которой мечтает художница. Пусть она состоится. Прилетит ли туда мой Ангел?..