UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХУДОЖНИК В ИНТЕРЬЕРЕ ВРЕМЕНИ

Долгие годы единственным официально признанным общегосударственным творческим методом был социалистический реализм, основным постулатом которого была прямая зависимость творчества от мировоззрения...

Автор: Светлана Короткова

Долгие годы единственным официально признанным общегосударственным творческим методом был социалистический реализм, основным постулатом которого была прямая зависимость творчества от мировоззрения. Сколько судеб было изломано, книг, симфоний, картин не написано - выживали самые сильные.

Человеческая судьба украинского художника Евгения Петренко, как и судьба каждого из нас, неразрывно связана со временем. Творческая же константа - природный талант, помноженный на силу духа. С ранней юности взгляды Евгения Петренко не совпадали с официальными установками властей: еще учеником киевской Республиканской художественной школы им. Шевченко он принимал активное участие в национально-освободительном движении студентов и творческой молодежи. Именно это закрыло дорогу в Киевский художественный институт.

Всесоюзная Мекка - Москва приняла мятежного юношу, где он стал студентом Строгановки. Став одним из организаторов Украинского землячества при МГУ, активно занимаясь правозащитной деятельностью, между молодым художником и властными структурами был поставлен непреодолимый в то время барьер. Евгения не только исключили на последнем курсе из списка студентов, но и «приклеили» ему страшный диагноз - шизофрения, который был снят лишь в 1988 году.

Все это время Петренко работал в Киеве, не оставляя занятий станковой живописью и графикой. Работы его с завидным постоянством отвергались выставочными жюри. Первая персональная выставка была в 1986 году. Потом многочисленные выставки в Москве, Париже, Лондоне, Варшаве и Праге.

Сохранив несмотря ни на что свою человеческую сущность, Евгений Петренко переносит на холст свои жизненные наблюдения. Там свет утра и фантазии ветра, аромат любви и вера в победу человеческого духа. Спокойная цветовая гамма дарит покой и приглашает к созерцательности. Я благодарна Виктору Марущенко и Андрею Куркову за знакомство с этим удивительным художником.