UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХУДОЖНИК — АТЛЕТ ИЗ «САДА БОГОВ»

В Третьяковской галерее открыта выставка «Иван Мясоедов - Евгений Зотов. Путь скитаний». Хронолог...

Автор: Елена Колон

В Третьяковской галерее открыта выставка «Иван Мясоедов - Евгений Зотов. Путь скитаний». Хронологически и тематически она отображает жизненный и творческий путь нашего соотечественника, выдающегося художника Ивана Григорьевича Мясоедова (1881-1953 гг.), впервые после долгих лет забвения представленного в России. Значительную часть своей жизни он провел в эмиграции: в Берлине, Брюсселе, а также в столице княжества Лихтенштейн Вадуце, где именовал себя профессором Евгением Зотовым. Страна Советов не могла простить художнику ни его пребывания в качестве уполномоченного культурно-исторической комиссии и художественного корреспондента в армии генерала Деникина в период гражданской войны, ни его анархических убеждений, ни портрета Муссолини, выполненного им для обложки журнала «Italie Nouvelle» (1938 г.), ни дружбы с командующим Первой русской национальной армией германского вермахта генерал-майором Артуром Хольмстоном… Эта выставка -своего рода открытие имени мастера, практически неизвестного в стране, которую он покинул в 1921 г. на германском корабле «Вигберт», следовавшем в Константинополь. Оттуда дальнейший путь Мясоедова лежал в Баварию, затем - в Берлин.

Экспозиция включает около 200 живописных и графических работ художника, архивные и фотодокументы, предоставленные Фондом профессора Е.Зотова-И.Мясоедова (Вадуц), музеями Украины, Санкт-Петербурга и частными коллекционерами. В качестве почетных гостей на церемонии открытия присутствовали министр культуры и иностранных дел Лихтенштейна Андреа Вилли, президент совета Фонда Зотова-Мясоедова Ханс Брунхарт, внуки - единственные прямые наследники мастера - Мишель Модлер (дизайнер фирмы «Siemens», прибывший из Мюнхена) и Нанита Модлер (сотрудник Центра им.Жоржа Помпиду в Париже), швейцарские и украинские дипломаты. В составе большой делегации бизнесменов и общественных деятелей из Лихтенштейна - подчеркнуто элегантный и чрезвычайно общительный барон Эдуард фон Фальц-Фейн, лично знавший Зотова (Мясоедова).

Иван Мясоедов был внебрачным сыном известного художника-передвижника, академика Г.Мясоедова и художницы К.Ивановой. Он родился в Харькове. Был крещен (фамилией своего крестного отца - Зотова - впоследствии пользовался в эмиграции).

Обучаться живописи Иван начал в полтавской частной художественной школе своего отца, продолжил в Московском училище живописи ваяния и зодчества, а потом - в Академии искусств в Санкт-Петербурге в батальной мастерской у знаменитого Ф.Рубо (автора панорамы «Оборона Севастополя»), офортной мастерской у В.Матэ и скульптурной - у Г.Залемана.

Будучи студентом училища, И.Мясоедов увлекся силовым спортом, и на Всероссийском чемпионате по тяжелой атлетике выиграл II приз в средней весовой категории. Учебу в академии он совмещает с занятиями в Санкт-Петербургском атлетическом обществе графа Рибопьера, одно время даже мечтая о цирковой карьере и выступая в цирковых состязаниях. К этому периоду относится словесный портрет художника, сделанный одним из его современников: «Говорили, что Мясоедов в Риме взял первую премию за красоту мужского телосложения, что в Колизее он изображал гладиатора и Рим рукоплескал ему, что где-то он убил быка ударом кулака… Ростом он был, вероятно, сто девяносто сантиметров, колоссальная грудь и ширина плеч - фигура типичного борца… Что-то странное придавали его внешности подведенные глаза. Веки он не подкрашивал гримом, а раз и навсегда покрыл темно-голубой татуировкой. Он объяснял это тем, что у него были «водяные номера» и это побудило его пойти на такой шаг».

Сторонник культа античности (доминировавшего в начале ХХ века в Академии искусств), Мясоедов пропагандирует овеянный духом витализма культ обнаженного тела, изображая античные статуи в «живых картинах».

В своем имении в Павленках (под Полтавой), окруженный, по словам отца, «рабами и наперсниками, которых он угнетает своим величием и абсолютностью своих приговоров», Иван создает нечто вроде художественно-философского объединения, которое называет «Садом богов».

Увлечение типом средиземноморской красоты сближает художника с итальянской танцовщицей Мальвиной Верничи, ставшей с 1912 г. спутницей его жизни.

Некоторое время супруги живут в Павленках, где строят новый двухэтажный дом в итальянском стиле (в котором сейчас находится обсерватория). А немного позднее И.Мясоедов становится ректором одного из киевских художественных учебных заведений.

В Берлине, куда Иван Мясоедов эмигрировал вместе с женой, он пользовался большим успехом как портретист: ему заказывали свои портреты российские дворяне-эмигранты, представители буржуазии и дипломатического корпуса, актеры и оперные певцы. К тому же (берлинскому) периоду относится цикл картин на темы народной жизни Украины и России, в которых явно ощущаются ностальгические мотивы («Прощание с Павленками», «Татарское кладбище в Крыму», «Русский пасхальный стол»). С необходимостью заработка и возможностью новых форм самовыражения связано участие художника в фильме В.Стрижевского «Игры императрицы» (1929 год) с Лиль Даговер. В роли боярина Мясоедов был величественным и грандиозным. Большому кинематографу принадлежит еще одна работа мастера: он создает рекламный плакат для фильма «Трейдер Хорн» (студия «Metro Goldwyn Mayer»), используя натурные зарисовки животных, сделанные им в Берлинском зоопарке.

В 1934 году Иван Мясоедов и Мальвина Верничи, выехавшие из Германии в Ригу окольными путями, изготавливают чешские паспорта на имя Евгения и Мальвины Зотовых, с которыми благополучно перемещаются сначала в Брюссель (где в итальянском консульстве И.Мясоедов (теперь уже Зотов) пишет небезызвестный портрет Бенито Муссолини, которым тот остался очень доволен), а через некоторое время выезжают в Лихтенштейн.

В этой маленькой аграрной стране в центре Европы с монархической формой правления Зотов сначала находит относительный покой и благополучие. Высоко оцененный как живописец, он получает ряд серьезных правительственных заказов на выпуск серии марок государства Лихтенштейн, посвященных памятным историческим датам, пишет портреты князя, принцев и принцесс, работает над стенными росписями звукового кинотеатра в Вадуце, фресками частных особняков. Многочисленными пейзажами и натюрмортами, выполненными в импрессионистической манере, Зотов довольно часто пользуется как денежным эквивалентом, расплачиваясь за услуги, к примеру, с врачом или адвокатом (средняя стоимость его работ в это время составляла примерно 500 шв.фр.)

В Лихтенштейне едва ли кто-то знал, что под именем профессора Зотова скрывается украинско-российский художник Иван Мясоедов. Едва ли кто-то знал его прошлое: попытки его расстрела большевиками в Крыму, спасение из плена, поиск убежища в Европе, привлечение к судебной ответственности и тюремные заключения в Германии за фальшивомонетничество. Здесь никто не помнил его молодым, похожим на греческого бога. Теперь это был старик с внешностью ветхозаветного пророка, с длинной белой «толстовской» бородой, величественный и одновременно хрупкий, в последние годы подверженный депрессиям и меланхолии. Пессимистические настроения мастера находят отражение в его полотнах на политические темы, в основном сюжетно связанных с Россией. Он пишет собрания демонов, он отражает ужас и разрушения, которые несут революции и войны. Эти работы по выражению сути негативных мировых сил, зловещей мощью образного строя сопоставимы с серией офортов Ф.Гойи «Капричос». Свою, выстраданную им, философию пессимизма Е.Зотов излагает в большом многолетнем литературном труде «Энциклопедия общеутверждающих понятий», в котором проявляет себя как великолепный знаток лингвистики, истории, религии и права. В основе произведения лежит идея освобождения народов от рабства, куда их загнала индустриализация и с ней - «разделение труда между специализированными рабами».

Вскоре после окончания войны Чехословацкое генеральное консульство выявляет местонахождение проживающих в Лихтенштейне с фальшивыми паспортами Евгения и Мальвины Зотовых и об этом извещает правительство страны. Чета Зотовых объявляется не имеющей гражданства (как это уже было в Берлине), а вскоре попадает под обоснованное подозрение в изготовлении фальшивых долларов и лихтенштейнских паспортов. Начинается судебный процесс, из-за недостатка улик дело закрывается. Зотовы готовятся к выезду в Аргентину.

С получением официального разрешения в эту латиноамериканскую страну Зотовым помог их знакомый генерал-майор Артур Хольмстон, поселившийся, как и многие другие немцы, после окончания войны в Буэнос-Айресе. Во время поездки Мясоедов тяжело заболевает и через три месяца после прибытия в Аргентину умирает от рака печени. Его вдова возвращается с наследием художника в Европу, временно живет у дочери в Габсбурге, а затем переселяется в Вадуц. Мальвина Верничи пережила своего мужа почти на двадцать лет.

Творческое наследие И.Мясоедова составляет примерно 4000 произведений (из числа выявленных), это картины, гуаши, пастели, офорты, фотографические и текстильные работы, почтовые марки, документальные материалы. Значительная его часть - около 3200 экспонатов в коллекции Фонда Е.Зотова-И.Мясоедова. По приблизительным оценкам экспертов, достояние фонда на сегодняшний день составляет 40-70 млн. долларов. Больше половины произведений приобретено фондом на пожертвования, в частности, у внуков художника Мишеля и Наниты Модлер, которые предпочли передать свое наследство «в одни руки», не рассредоточивая по разным адресам.

Материалы своих многолетних научных изысканий любезно предоставил фонду украинский искусствовед Анатолий Коваленко, на собственные средства установивший на стене дома Мясоедова в Павленках мраморную мемориальную доску с бронзовым портретом художника.

На родине живописца, в Украине, наиболее ценной считается коллекция его работ, относящаяся к раннему периоду творчества, принадлежащая Полтавскому художественному музею. Она включает более 20 живописных и несколько графических работ, которые попали в музей из усадьбы автора, бежавшего от большевиков. До Отечественной войны в экспозиции было 67 произведений Мясоедова. Предположительно, что немцы, оккупировавшие Полтаву, вывезли многие работы художника вместе с другими ценными экспонатами. Считается также, что к значительным потерям привел пожар в полтавской галерее в 1943 г., в огне которого, очевидно, погибли монументальные произведения мастера «Аргонавты» («Поход минийцев»), «Лагерь амазонок», «Кентавромахия», «Вакханалия», «Танец живота»...

На одной из последних работ Ивана Мясоедова - «Небо и море. Отъезд в Аргентину» - ровная гладь вечного моря, тонально взаимодействуя с непостоянным светом переменчивого неба и подвижными облаками, увлекает взгляд одновременно вдаль и вверх, туда, где, возможно, обитают боги.