UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ХТО СКАЖЕ, ДЕ РОЗГАДКА СВІТУ

Украинская женская поэзия в современных ее реалиях и бытие - это один из путей к свободе: свободе личности, свободе народа.....

Автор: Богдана Костюк

Украинская женская поэзия в современных ее реалиях и бытие - это один из путей к свободе: свободе личности, свободе народа... Потому что испокон веков украинский народ ищет свою свободу и мечты о ней матери передают детям с колыбельными песнями...

В зачарованім колі - колообізі доль -

проростаєм від волі до волі.

Нам плачі - мов ключі:

відімкнули юдоль,

а вони загубилися в полі.

Наче хвиля по хвилі - часи перемін:

то ховаєм, то шиєм знамена.

Місим землю свою,

у крові до колін.

...А навколо гуде ойкумена.

Вот так, соединяя в слова сопережитое, прочувствованное, проболевшее в душе великое и малое, извечное и сегодняшнее, борющееся и лирическое, в украинскую женскую поэзию вошла Надия Степула. И завоевала в ней призвание и место: в мире литературы уже живут ее сборники «Інше небо» (Киев, 1989), «Місто удвох» (Львов, 1993); «Запасні слова» (Винница, 1994) и «За північ у світі» (Львов, 1995). Недавно во Львове вышла симпатичная книжка Надиных детских стихотворений - «Яся любить полунички»; скоро читатели познакомятся и со следующим поэтическим сборником, в который войдут не опубликованные ранее произведения Н. Степулы. Ее поэзии публиковали в разное время серьезные украинские и зарубежные журналы «Україна», «Київ», «Дніпро», «Дзвін»; «Радар» (Польша); «Дотики» (Словакия); «Даугава» (Латвия).

Какая же она, поэтесса Надия Степула?

В поэзии она - светлая, нежная, но сильная личность. Она ощущает и видит то, что было, что уже прошло, но что осталось где-то в глубинах человеческой души и в потаенных уголках окружающего ее мира:

Усталені в надіях береги,

усталені кістками у пісках,

чекають долі.

Пахне довкруги

холодним тліном, вогкістю в віках.

В цих водах умістилася душа

великого народу - із усіх,

який до щастя так вже поспішав,

що переплутав,

де Дніпро, де Стікс.

(«Дніпровим берегам»)

Надия способна предвидеть и знать то, что будет, и об этом будущем она рассказывает с уверенностью человека, умеющего анализировать сегодняшнее и прогнозировать завтрашнее, которое, очевидно, есть логически непостижимым продолжением вчерашнего и нынешнего:

...Пройдуть часи - прийдуть інакші звичаї.

Забуде хтось, що в світі ми були.

Та ми - були! - від радості до відчаю

любили, ненавиділи, - жили.

Які цвіли у нашім саді квіти!

Яке росло в нім терня суєти!

...А наші зорі ще комусь

посвітять -

хто встигне після нас у світ прийти.

(«Усе, звичайно,

згодом кане в Лету...»)

Н.Степула воспринимает жизнь словно в двух ипостасях - и как то, что дано Всевышним и несет в себе Веру, Надежду и Любовь и плавным потоком дней и годов проходит через Пространство и Время, и как то, что происходит с человеком ежедневно и человеком же ежедневно меняется. Жизнь - это и есть соединение вечного и мимолетного, индивидуального и глобального... И такой взгляд на свой внутренний макрокосмос, существующий во внешней вселенной, позволяет Н.Степуле найти разгадку мира:

Вмирати в собі, оживати і жити.

І друзям прощати образи і кривди.

І ворогу зичити хліба чи жита.

Вмирати в собі, оживати й летіти,

забувши прокльони, надії і відчай.

І вірити в щастя, у сонце,

у квіти -

такий у людини закон, а не звичай.

Якщо ж і впадуть на руїни руїни

і стишиться серце від болю раптово -

поможе в біді нам і спів солов'їний,

і мамина пісня,

і батькове слово...

(«Вмирати в собі...»)

Литературовед Г. Штонь отзывается о поэзии Н. Степулы так: «Надия Степула - поэт мыслящий и говорящий. Причем высказывается она не обо всем, что может казаться и даже что является разумным, а только о том, что является ИСТИННЫМ...» («Літературна Україна», 15.08.1996)

А во львовском журнале «Дзвін» (№ 10-12,1996) появилась рецензия Г. Вознюка на сборник «За північ у світі», где есть следующее высказывание: «...Философичность органически присуща поэзии Надии Степулы. Она остро чувствует человеческую вписанность в контекст истории и Вселенной, диалектическую проходящесть каждого человека, но непреходящесть бытия. Поэтесса не лелеет фаустовских амбиций: мгновение необходимо не останавливать, а - переживать».