Времена, когда у каждого школьника старше пятого класса крылатые грибоедовские выражения «от зубов отскакивали», а каждый второй уважающий себя абитуриент театрального вуза трактовал на все лады какой-нибудь из монологов Чацкого, - канули в лету. Народ все больше цитирует пахнущие дурной сенсацией заметки из многочисленных бульварных листков или, в меру знания и опыта, обсуждает биржевые котировки. Поэтому гастроли, организованные театральным товариществом «814», компанией «G.A.L.» и ИНТЕРконцертом при содействии Социал-демократической партии Украины (объединенной), -спасибо предвыборному марафону! - вызвали почти нездоровый ажиотаж.
Во-первых, этот спектакль - возвращение на театральную сцену почитаемого разнослойным вневозрастным населением великолепного Олега Меньшикова, которого украинский зритель больше знает по киноработам. Во-вторых, «Горе от ума» - его режиссерский дебют. А приход «звездного» актера в режиссуру всегда вызывает пристальный, зачастую предвзятый интерес, особенно у специалистов-театроведов. В-третьих, после премьеры, состоявшейся 24 июля прошлого года в Риге и Челябинске, спектакль увидела Москва - в театр Моссовета, на сцене которого он идет время от времени, в эти дни не попасть, - средства массовой информации не устают упражняться в трактовках и изощренном неприятии то ли спектакля, то ли самого Меньшикова.
Решиться ставить и играть классику сегодня, с одной стороны, дело беспроигрышное. Рискуя быть банальной, напомню - она всегда созвучна нашим сегодняшним проблемам. С другой, сводя сценографию к нулю, во имя мобильности гастрольных налетов, обширные авторские ремарки, подробно повествующие о месте действия, остаются за кадром, оставляя актерам возможность быстро проговаривать текст на полупустой сцене, работая с воображаемыми предметами. Вся надежда на зрительское воображение. Ладно, если зритель подготовленный знанием первоисточника, а если зал, нашпигованный мобильными телефонами, воспринимает текст, как сиюминутные удачные находки постановщика или исполнителя?
Итак, «театр уж полон» в трепетном ожидании встречи с Олегом Меньшиковым. Что же мы увидели? На мой взгляд, категорической ошибкой предварительной рекламной кампании был массированный упор на то, что к нам с этим спектаклем возвращается классический театр - имеется в виду не грибоедовский шедевр, а данная его трактовка. История театральных воплощений «Горя от ума» восходит от знаменитых постановок легендарного дома Щепкина (Малого театра). Неудивительно обращение Меньшикова к этой пьесе, ведь он выпускник театрального училища им. Щепкина. Пожалуй, не было актера именно в этом театре, который не примерял бы на себя тот или иной персонаж из «Горя от ума» - великолепный, «вкусный» текст, ярковыписанные характеры. К такому «Горе от ума» привыкли наши бабушки и дедушки. Родители же наслаждались острополитизированной социальной постановкой Георгия Товстоногова в БДТ с блистательным Сергеем Юрским в роли Чацкого. Пожалуй, сегодняшний спектакль по своей заявке самый яркий с тех пор.
В «Доме Фамусова» у Меньшикова работает ансамбль актеров из разных театров Москвы и Петербурга, звездный венец его - Олег Меньшиков (Чацкий), Игорь Охлупин (Фамусов), Екатерина Васильева (Хлестова). Честно говоря, ни цельной режиссерской мысли, ни идеи я лично не почувствовала, разве что она заключается в очень грамотной и интересной сценографии Павла Каплевича. Здесь полный простор воображения - и замкнутый мир яйца в первом действии, за которым угадывается не дом богатого помещика, а скорее крепостной театр, и обстановка бала во втором, открывающая конструктивистское закулисье. Надо отдать должное актерам, которые в общем обжили декорации и чувствуют себя в них достаточно органично.
В постановке есть безусловные актерские удачи. Это и вышеперечисленные Чацкий, Фамусов, Хлестова, и несколько неожиданная Ольга Кузина (Софья), и работающий мощными яркими мазками Сергей Мигицко (Репетилов), но театрального ансамбля в высоком понимании этого слова, на мой взгляд, нет. Хотя есть слаженная актерская команда, которая получает удовольствие от грибоедовского текста.
Органику действию придает музыка Валерия Гаврилина и радуют глаз костюмы Игоря Чапурина.
И все-таки в целом спектакль Олега Меньшикова был праздником, как и его появление на сцене в роли Чацкого. Чацкого, который бунтует против самого себя, не находя себе места в этом мире.