UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХРАНИТЕЛЬ ЛЬВОВСКОЙ ИСТОРИИ

Несмотря на достаточно зрелый возраст — 110 лет — Львовский исторический музей (вернее, его сотрудники) полны энтузиазма и новых творческих планов...

Автор: Людмила Носарева

Несмотря на достаточно зрелый возраст — 110 лет — Львовский исторический музей (вернее, его сотрудники) полны энтузиазма и новых творческих планов. Не опустили они руки и тогда, когда вся культура пала духом от «урезания» финансирования и минимализации интереса к историческим и иным ценностям. Львовские музейные историки выполняли свою миссию, при этом нащупывая новые пути выживания в традиционно сформированном музейном деле. Сегодня музей, освеженный и обновленный (в прямом и творческом смыслах) готовится ко дню своего рождения. Корреспондент «ЗН» встретилась с его директором Богданом Чайковским.

— Наш музей — один из старейших в Украине, — рассказывает Богдан Николаевич, — и один из самых больших музеев. Его площадь составляет более десяти тысяч квадратных метров и расположен он в нескольких зданиях в центре Львова. Сама экспозиция занимает шесть тысяч квадратных метров, а фонды — около трех тысяч. Наш музей на коллегии Министерства культуры Украины определен как методический историко-краеведческий центр семи областей западного региона. Обобщаем опыт расположенных там музеев и ежегодно издаем информационный справочник, организовываем совместные научные конференции и прочее. Если говорить о фондах, имеем более 320 тысяч единиц хранения по 32 фондовым группам. Это больше, чем фонды всех львовских музеев системы Министерства культуры Украины вместе взятые. Самые интересные и крупные у нас археология — около 80 тысяч единиц хранения, более 70 тысяч — нумизматика, графика — 16 тысяч, оружия почти пять тысяч единиц…

— Коллекция оружия находится в музее «Арсенал»?

— «Арсенал» — не отдельный музей, это часть Львовского исторического музея, он был открыт 19 мая 1981 года. На постоянно действующей там выставке представлено почти пять тысяч единиц уникального огнестрельного оружия из 32 стран мира, со всех континентов — Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки. На всю Европу славится и коллекция «Крылатые гусары». Такие доспехи рыцарей XVI—XVII столетия в музеях редко можно увидеть. Только в Вене есть подобная, правда, немного больше львовской. Если говорить далее об интересных экспонатах, то это коллекция турецких палаток XVII—XVIII столетий, такая же есть в Кракове на Вавеле, собрание редких орденов и медалей. К примеру, орден Андрея Первозванного, Золотое руно и многие другие. Экспонируются они в Королевских залах музея. Имеем редчайшее издание Кристенопольского «Апостола» XII столетия, другие древние книги. К 110-летию музея, к сентябрю нынешнего года, планируем издать иллюстрированный цветной альбом со 110 раритетами Львовского исторического музея, хотя этих раритетов у нас значительно больше. Остановились на цифре 110 в связи с датой своего рождения. Собственно, то, что музей богат уникальными фондами, открыло нам «дверь» в Европу и мир. Отдельные выставки или отдельные исторические предметы экспонировались в большинстве городов Польши, в Вене, Праге, Париже, Великобритании…

— Чем же заинтересовалась, например, консервативная Англия?

— Три года назад Имперский музей Великобритании организовывал выставку, посвященную Холокосту. В ней принимали участие несколько десятков стран Европы. Мы возили туда сеялку, которой во время Второй мировой войны развеивали прах (пепел) сожженных евреев, и пресс, на котором их пытали. На открытии выставки присутствовала королева Великобритании, она поблагодарила все делегации за предоставленные экспонаты. Львовский исторический музей был единственным представителем Украины, и мы принимали королевскую благодарность за всю страну. Конечно, было приятно и почетно. Выезд в далекое зарубежье иногда (правда, редко) становится и непосредственной выгодой. За «эксплуатацию» некоторых наших экспонатов музей, к примеру, только за минувший год получил две с половиной тысячи долларов США. Не считая того, что за границей на престижных выставках побывали и наши сотрудники. Несколько лет назад в Метрополитен-музее в Нью-Йорке проводилась большая выставка, посвященная средневековой Византии. Нас пригласили привезти туда две небольшие керамические плитки этого периода, а потом предложили подписать договор об изготовлении копий с этих плиток в качестве сувениров, от продажи которых львовский музей должен был получать свои 10%. Мы впервые столкнулись с подобным предложением, но, поразмыслив, решили на свой страх и риск подписать договор, учитывая, что такая практика давно существует между музеями мира. В результате ежеквартально имели небольшой материальный стимул, всего же за неполных три года это деловое сотрудничество дало нам около четырех тысяч долларов — неплохой резерв для выживания.

— А европейские музеи ничего подобного не предлагали?

— Пока нет, хотя мы очень продуктивно с ними сотрудничаем. Особенно с польской стороной. Легче назвать польские города, где не выставлялись наши экспонаты. И это понятно. Во Львовском историческом музее хранятся фонды времен Австрии и Польши, поэтому исторические выставки этих государств без наших экспонатов были бы неполными. В Вене не так давно участвовали в выставке графики и фотографий австрийского периода Львова, после которой был издан прекрасный каталог. Позже были выставки в Праге, Париже, других европейских городах. В Польшу возили экспозицию холодного огнестрельного и охотничьего оружия, графику. Очень хорошие отношения сложились у нас с музеем Кракова, не так давно прошла совместная выставка «Львов и Краков в графике и фотографиях», ведь наши города очень похожи по архитектуре, исторической застройке. По результатам выставки также вышел совместный каталог. Причем каталог графических работ двух городов издавался в Кракове (на польском и украинском языках), а по фотографии — во Львове, за наши средства, и тоже на двух языках. Среди украинских музеев Львовский исторический можно назвать «пионером» в издании двусторонних двуязычных каталогов.

— Давайте возвратимся в реалии нашей страны и вспомним начало 90-х годов. Вы мало-помалу уже тогда начали строить новые, как сейчас говорят, рыночные отношения и помогать себе выживать.

— К счастью, мы быстро поняли, что декларируемые иными ораторами забастовки, голодовки, митинги и т.д. ничего не изменят и не дадут, если государству давать нечего. Поэтому решили не пополнять шеренгу просящих подаяние (к сожалению, в нашем народе достаточно прочно укоренились потребительские тенденции), а что-то делать самим. Прежде всего, изменять мышление, отношение к проблемам и нуждам. Практически сразу начали искать партнеров, но не для того, чтобы отдать им часть своих площадей, получая за это определенную мзду, а для полноценного сотрудничества. Так, наш уникальный Итальянский дворик, любимое место львовян и гостей города, стал еще и местом, где можно отдохнуть, выпить кофе, послушать прекрасную музыку. За организацию такого досуга взялась, подписав с нами договор, одна из львовских фирм. Выгода получилась обоюдная. За посещение Дворика арендаторы оплачивают музею вход всех своих посетителей (ведется постоянный учет), число которых неуклонно возрастает. А, выпив кофе, люди поднимаются и в выставочные залы, приобщаясь к истории края, его искусству, культуре. Или наоборот — приходят в музей, а потом уже насыщаются энергетикой и красотой Итальянского дворика. И в том нет абсолютно никакого ущерба для музея. В начале 90-х также совместно с одной из львовских фирм мы открыли и Готический салон, чтобы, с одной стороны, легализировать подпольную торговлю антиквариатом, котрая всегда процветала во Львове, а с другой, помогать себе выживать. Были «пионерами» в этом деле, поэтому вначале на нас не только подозрительно смотрели, но и критиковали, возмущались: «В историческом музее продают исторические экспонаты?!!». А мы всего лишь дали людям возможность продать при необходимости их личные вещи, которые обязательно регистрируются, проходят экспертизу, то есть легально. И вновь выгода получилась обоюдная. Раньше «на территории» нынешнего «Готик-холла» работали два научных сотрудника. После открытия магазина условия их работы как бы ухудшились, но это было не совсем так. В то время в музеях Украины проходило большое сокращение, а благодаря фирме — организатору магазина антиквариата, которая оплачивала содержание не двух, а трех наших сотрудников, мы смогли оставить их в музее на научных должностях. Кроме того, за время существования «Готик-холла» там смогли продемонстрировать свое творчество (каждый в течение месяца) восемнадцать львовских художников, не имевших возможностей тогда организовывать свои персональные выставки. Картины не только выставлялись, но и продавались, что было очень существенно для художников в то время. Фирма, организовавшая это дело, подарила музею и несколько прекрасных вещей, ставших экспонатами. Кроме того, музей имеет приоритетное право на приобретение тех исторических ценностей, которые представляют для него интерес. Можно также вспомнить, сколько кривотолков ходило, когда мы решили открыть у себя (опять-таки с помощью партнеров) обменный пункт валюты — первый и единственный музей в Украине, который тогда на это пошел. Время показало, что мы не ошиблись, хотя и шли на такой эксперимент с сомнением. Сегодня это не только наш небольшой дополнительный заработок, но и необходимые услуги для иностранных туристов, которые, приходя в музей, больше не испытывают проблем с обменом валюты. Не знаю, как бы музей выживал без этих «спецсредств». Бюджет выделяет средства лишь на заработную плату, охрану и оплату энергоносителей. Во всем же остальном существуем только за счет этих дополнительных, зарабатываемых нами денег. Научные командировки, экспедиции, издание каталогов, сборников, организация выставок, хозяйственные дела, транспорт, не говоря уже о существенных доплатах, действенной системе материального стимулирования для сотрудников — на все это добываем средства своими силами. В прошлом году ввели в штат (первыми в Украине) должность заместителя директора по маркетингу, рекламе и менеджменту — пришло время и для этого. Стараемся учитывать вклад каждого сотрудника в общее музейное дело.

— Но ведь и вы, Богдан Николаевич, насколько я знаю, трудитесь в музее уже достаточно давно…

— 15 июня этого года исполнилось ровно двадцать пять лет, как я пришел в музей, самым молодым тогда во Львове директором. До того прошел отличную школу в бывшем музее Ленина, начинал еще в студенческие годы экскурсоводом, затем — научный сотрудник, завотделом. Проработал там около девяти лет, а потом пришел сюда, во Львовский исторический. Конечно, было нелегко, учитывая, что на «посту» я сменил Героя Советского Союза Новака. Но, зная музейное дело, достаточно быстро вошел в коллектив, изучив фонды, познакомившись с людьми. Главным для меня было сделать коллектив работоспособным и дружным. Надеюсь, общими усилиями нам это удалось. Даже в самые трудные для музейщиков времена мы не разбежались, а удержались, работали и думали о будущем. Наш музей — один из немногих в Украине, где экспозиция выстроена уже по новым современным требованиям, особенно это касается периода от Первой до Второй мировых войн. Представлены сечевые стрельцы, УНР, ЗУНР, акт воссоединения, период польской оккупации — все до начала Второй мировой войны. Сейчас готовим период УПА и современный. Но нет финансирования, и приходится сбавлять темпы.

— Что еще в планах Львовского исторического музея?

— Планируем создать (а на первом этапе хотя бы начать эту работу) Музей истории освободительных состязаний (такого музея в Украине нет), собрали для него уже более четырех тысяч экспонатов, но, к сожалению, никак не решается вопрос с выделением помещения для него, и второй музей — истории техники. Львов располагает очень интересными экспонатами. Это старая техника — трамваи, паровые машины, тракторы довоенного периода и многое другое. Немного денег — и музей можно было бы открывать.