UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХРАМ НА ЛАДОНИ

Небольшой макет деревянной церкви запросто уместился на моей ладони. Рассматривая расписные купо...

Автор: Лариса Никонова
Н. Козачевский рядом со своими работами

Небольшой макет деревянной церкви запросто уместился на моей ладони. Рассматривая расписные купола, тончайшие звонницы, причудливой формы окна, я невольно вспоминала легендарного героя Николая Лескова — народного умельца Левшу, ухитрившегося подковать блоху. Оказывается, и сегодня среди нас встречаются подобные мастера. В коллекции Николая Михайловича Козачевского таких миниатюрных церквей — более сотни. И каждая поражает воображение. Невероятно, но эта уникальная в своем роде выставка началась с… обычной кормушки для птиц!

Как-то холодной зимой Николай Козачевский повесил за окно небольшую самодельную кормушку. Но шустрые воробьи через пару дней разбили хрупкое приспособление. И тогда Николай Михайлович решил сделать более прочную и удобную. Засел в мастерской, дал волю своей фантазии и… Через пару дней перед глазами прохожих предстала не кормушка даже, а маленький памятник — миниатюрная церковь со звонницами и колоколами. Редкий прохожий не крестился, глядя на это чудо. Вся улица собиралась полюбоваться удивительной кормушкой. И даже воробьи стали вдруг вести себя очень смирно и прилично. Вот так красота облагородила всех — и птиц, и людей…

Кстати, та легендарная кормушка у Николая Михайловича сохранилась. За много лет она не разрушилась, потому что сделана была на совесть. С миниатюрной церкви за окном все и началось. Увидев, с каким восторгом воспринимают люди его работу, мастер решил сделать еще один макет. На этот раз взял за основу небольшую церковь в селе Ракитное, неподалеку от Белой Церкви. Для начала съездил туда, внимательно осмотрел здание, сделал несколько зарисовок. Для работы использовал простейшие материалы — фанеру, дерево, проволоку… Работа захватила его настолько, что забывал о сне и отдыхе. Вскоре небольшой «настольный» храм был готов. За ним последовали другие…

— Почему я стал делать именно храмы? Отвечу словами предстоятеля Украинской православной церкви, блаженнейшего митрополита Владимира: «Храм — это особое место невидимого присутствия самого Бога, место общения с ним. С давних лет наши предки строили храмы в лучших местах, щедро украшали и охраняли их. Часто храмы были не только местом молитвы, но и местом, где решались важнейшие государственные дела, подписывались документы». Кроме того, я вырос в верующей семье, — продолжает свой рассказ Николай Козачевский. — Несмотря ни на что, в нашем доме, на Сумщине, на почетных местах всегда висели иконы. И вера в Бога жила во мне всегда. Хотя в те годы говорить об этом было не принято. После школы я поступил в Сумской пединститут на историческое отделение философского факультета. Много лет работал преподавателем истории, затем директором школы в Тростянецком районе. Разумеется, по долгу службы мне нельзя было ходить в церковь. Но все же воинствующим атеистом я никогда не был. И даже умудрился украдкой окрестить своего сына: соседям и знакомым сказали, что мальчик заболел, а на самом деле повезли его в церковь. Тем радостнее было то, что в сознании людей произошел перелом, многие обратились к Богу.

Тогда, в 1988 году, Николай Михайлович дал себе клятву: к 2000-летию Рождества Христова создать передвижной музей-выставку храмов Украины. Он решил сделать абсолютно точные копии церквей и соборов, возведенных нашими предками. Поначалу заниматься этим было очень сложно: катастрофически не хватало времени. Ведь Николай Михайлович продолжал работать, поэтому создавать новые макеты удавалось лишь за счет сна и отдыха. В небольшой квартирке места для мастерской не хватало, поэтому, чтобы не стеснять домашних, он устроил себе рабочий уголок прямо на лестничной клетке — между пятым и шестым этажом. Отгородил уголок в два квадратных метра возле мусоропровода, поставил табуретку, разложил коробочки с фурнитурой, щеточками и красками. Такие мелочи, как цементный пол и отсутствие отопления, Николая Михайловича не смущали. Главное — его коллекция понемногу росла. А сам он осваивал все более сложные образцы церковного зодчества. Ну а когда вышел на пенсию — буквально с головой погрузился в любимое дело.

— Мастерить я умею с детства, — говорит Николай Козачевский. — В нашей семье все мужчины всегда с охотой брались за любую работу, владели разными ремеслами. И дед, и отец были мастеровыми. Семья у нас была большая — пятеро детей, и все умели работать на земле, управляться с большим хозяйством. Когда я стал директором сельской школы, часто приходилось самому проводить и уроки труда — учителей не хватало. Так что кропотливой ручной работы не боюсь. Но для создания макетов необходимы еще и разносторонняя эрудиция, доскональное знание церковной архитектуры. Поэтому штудировал выпуски «Архитектурных памятников Украины», специальные книги, посвященные храмовому зодчеству, настольные календари, буклеты… Кроме того, макеты многих храмов я делал с натуры. Прежде чем садиться за новую работу, обязательно старался увидеть эту церковь воочию: приезжал, делал зарисовки, где фиксировал все до наименьших деталей, фотографировал в разных ракурсах, затем — расчеты, чертежи. И только после этого приступал к строительству. Сегодня ездить стало слишком дорого, поэтому зачастую приходится обходиться чужими фотографиями. Тем не менее удалось собрать целое тематическое досье, которое очень помогает в работе.

Как бы ни было сложно, а свою клятву он исполнил. И сегодня передвижная выставка «Соборная Украина» по приглашению различных национальных музеев путешествует по многим городам страны. В коллекции Николая Козачевского — более 100 макетов православных храмов из разных уголков Украины, как возрожденных, отреставрированных, так и вновь построенных. Здесь можно увидеть Софийский собор и звонницу, Владимирский и Георгиевский соборы, Кирилловскую церковь, Выдубицкий монастырь, Вознесенскую церковь, что в Тростянце на Сумщине, Воздвиженский собор в Полтаве, Церковь Святой Марии-Магдалины, что стоит в родной Белой Церкви, храмы Киево-Печерской лавры. Есть и светские строения — Мариинский дворец в Киеве, столичный Театр оперы и балета…

Гордость мастера — макет Андреевской церкви. На его изготовление ушло почти два года, а еще точнее — две тысячи часов! Это объясняется тем, что здесь наиболее трудоемкая архитектура. Очень сложны и звонницы Киево-Печерской лавры — над ними Николай Михайлович работал три с половиной месяца.

Николай Козачевский часто с любовью и теплотой вспоминает о школе, которой отдал 23 года жизни. Впрочем, и свою выставочную деятельность он считает своеобразным продолжением педагогической. Ведь это — воспитание юных душ через красоту. Этой зимой выставка его работ путешествует по школам Белой Церкви. Например, во время моего визита макеты церквей стояли в актовом зале здешней гимназии. На переменках зал наполнялся посетителями, слышались радостные и восхищенные возгласы. Взрослые и дети переходили от макета к макету и не переставали удивляться гармонии, совершенству линий. Считается, что современные дети, привыкшие к компьютерным монстрам, не могут по достоинству оценить тонкую, ручную работу. На самом же деле ребята тянутся к Николаю Михайловичу, с интересом расспрашивают его о том, как можно научиться делать своими руками такие сложные вещи. И книга отзывов о выставке «Соборная Украина» пестрит восторженными строками. Особенно радует то, что его работы нравятся подросткам и даже детям. Мастер с улыбкой показывает мне коротенькую запись, сделанную крупными, неровными, печатными буквами: «Мне очень понравилась выставка, особенно Мариинский дворец. Вика, 5 лет».

Николай Козачевский живет на самую обычную пенсию. Увлечение не приносит прибыли, скорее, истощает и без того скудный бюджет. Но Николай Михайлович не жалуется, наоборот, шутит, что свои храмы он творит словно бы из ничего. Увидит где-нибудь деревянный обрезок, оставленный ящик — обязательно подберет. Друзья, которые знают о его увлечениях, часто приносят старую мебель, стройматериалы — фанеру, жесть, картон. А вот клей, лаки, краски, специальный тонкий инструментарий приходится покупать. И все же, несмотря ни на что, он называет себя счастливым человеком, потому что занимается любимым делом. Многие считают, что выход на пенсию — едва ли не конец жизни. Но у Николая Михайловича получилось иначе. Каждый новый день приносит ему радость общения с людьми, пришедшими на его выставку, путешествия по Украине, новые встречи и впечатления.

Но Козачевский не останавливается на этом, он постоянно стремится к большему. Кстати, не так давно его домашняя мастерская переместилась с лестничной клетки на кухню. И теперь он сидит над строительством по 12—16 часов в день, забывая об усталости, безденежье и прочих неприятностях. И только старенький приемник связывает его с миром… Но ведь работа, если она приносит удовольствие, не может быть в тягость! Сегодня, когда многие думают лишь о том, как им выжить, мастер Козачевский умудряется жить — полноценно, красиво, радостно. Как же это ему удается? Просто он ставит перед собой настолько высокую цель, что мелкие сиюминутные трудности сами собой отступают...