UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХРАМ ДОБРА ВИКТОРА ШПОРТЬКО

«Необыкновенная эмоциональность и темперамент певца завораживают слушателя, а искренность испол...

Автор: Руслан Новакович

«Необыкновенная эмоциональность и темперамент певца завораживают слушателя, а искренность исполнения просто потрясает до слез!» Эти слова зрителей я записал на творческом вечере народного артиста Украины Виктора Шпортько. Для него писали А.Осадчий и Г.Татарченко, Ю.Саульский и В.Быстряков, Р.Паулс и А.Мажуков. Его песни сразу становятся популярными.В основном лирические, но с каким-то особым драматическим подтекстом. И море романтики, теплоты и добра...

- Ушел 1995 год. Что он вам принес? Счастливым ли был?

- Состоялся мой творческий вечер во Дворце «Украина», я выпустил новый магнитоальбом, записал ряд новых песен. Это в творчестве... Но ушла из жизни моя мама, которую я очень любил. Так что я не могу назвать счастливым этот год.

- Говорят, что детская душа поет на два голоса: своим и голосом матери. Первые песни вы услышали из уст мамы?

- О если б вы знали, как пела наша мама! Голос необычайной красоты и силы вырывался из ее груди и летел, казалось, до самого синего неба. Я до сих пор слышу ее пение. А у наших окон в такие минуты собирались люди. Старенький дедусь-сосед снимал при этом свою поношенную шапку и, закрыв глаза, неподвижно слушал. Это были счастливые моменты для моей детской души. Что-то происходило в ней. Я, наклонив голову, чтобы мама не заметила, тихонько плакал.

- А когда запели вы?

- Это было в 6-м классе. Мы тогда жили в с. Знаменово Новомосковского района на Днепропетровщине. Готовилась школьная олимпиада искусств. Дети декламировали стихи, танцевали. А я как-то ни с того ни с сего вдруг поднял руку и говорю: «А я спою!» Сам удивляюсь теперь, как все это произошло. Это была моя первая сцена.

- Судьба?

- Безусловно! Я получил первую премию и путевку на районную олимпиаду. Потом была областная. И везде я побеждал. Вот с тех пор я без песни себя уже и не мыслил.

- Что же было дальше?

- После школы закончил Днепропетровское музучилище. Моим первым наставником тогда был заслуженный артист Украины Петр Иванович Кучмий. Потом служил в армии, но песню не бросил. Участвовал во внештатном оркестре Дома офицеров в Комсомольске-на-Амуре. А после армии по пути домой заехал в Киевскую консерваторию. Это был мой второй визит туда.

А первый раз до армии известный профессор Евтушенко, прослушав меня, сказал: «У вас прекрасный голос, берегите его. И побольше слушайте итальянских певцов».

Теперь же меня слушала Зоя Христич. Она вынесла свой вердикт: «Ничего выдающегося у вас нет». Расстроенный я вышел из консерватории и наткнулся на объявление о наборе в студию хора им. Г.Веревки.

Пошел туда, подал документы и с успехом прошел конкурс. Из 580 человек нас отобрали всего 10 хористов. Но судьба распорядилась иначе. Я должен был вернуться домой. Работал в Днепропетровском музучилище, пел в хоре преподавателей.

- И когда вы вышли из хора на эстраду?

- С октября 1969 года я стал солистом областной филармонии. Начались гастрольные поездки по Союзу. Выступал вместе с М.Магомаевым, Н.Сличенко, Н.Никитским. Встречи и работа с Р.Паулсом, Е.Мартыновым, А.Мажуковым помогли мне найти истинные ориентиры в творчестве.

Никогда не забуду, как известный в те времена певец Николай Никитский анализировал каждое мое выступление. Он часто повторял мне: «Виктор, ты никогда не станешь настоящим артистом и хозяином своего творчества, пока будешь считать количество аплодисментов в зале. Они не всегда показатель успеха. Они уничтожают в артисте именно артиста, ибо он «из кожи лезет», чтобы страшно понравиться зрителю и заработать его аплодисменты.

Конечно, артисту без аплодисментов тяжело. Ему необходима поддержка зала. Но пусть это не будет единственной целью твоей творческой жизни, пусть аплодисменты станут настоящей наградой для тебя. Зрителя нельзя обмануть.

- Давайте вернемся в 70-е годы. Ведь именно тогда к вам пришла популярность.

- В 1976 г. состоялась моя первая запись на радио. Это была песня Н.Некрича и

А.Вратарева «Вишневый рассвет». В это время состоялся и дебют на телевидении.

Успех принесла работа с композитором В.Быстряковым. Он позвал меня в Киев, я даже жил у него. Было написано несколько песен. Потом была работа в Киевском мюзик-холле и снова поездки по стране.

- Путь к вершинам искусства не всегда выстлан лаврами. И поэтому так приятно, когда приходит признание. Особенно, когда оно всесоюзное.

- Да, в 1979 г. я стал лауреатом Всесоюзного телевизионного конкурса «С песней по жизни». До финала я дошел с песней «Чорнії брови, карії очi». Перед самым финалом конкурса композитор Ю.Саульский показал мне свою песню на стихи Р.Рождественского «Зову Икара». А послушав, как я ее исполняю, сказал: «Это ваша песня. В исполнении есть окрыленность, романтизм. Может получиться очень сильно». Его слова стали пророческими. В финале я спел «Икара» и стал лауреатом.

Позже был республиканский конкурс «Здравствуй, песня». Тоже лауреатство. Множество других фестивалей и конкурсов...

- После этих побед вас стали часто приглашать в Москву?

- Да, довелось работать с оркестром Ю.Силантьева, кремлевским оркестром П.Овсянникова. Пел на сцене Дома Союзов, в концертном зале «Россия». Это была большая школа для меня.

На постоянную работу звал Александр Градский. Он предлагал роль в своей рок-опере «Стадион». Но я не захотел менять место жительства.

- Есть концерты, которые певец запоминает на всю жизнь. Какие «звездные» моменты вам не забыть?

- Это концерты в Америке, где с Дианой Петриненко мы выступали в ООН. Никогда не забуду гастроли в Таллинне, когда после исполнения «Чорнії брови, карії очi» зал встал. И еще мой творческий вечер в прошлом году в Киеве.

- Кто, по-вашему, заслуживает внимания среди молодых исполнителей на украинской эстраде?

- Мне очень нравятся Жанна Боднарук, Анжела Вербицкая, Ольга Крюкова.

- Вы работаете с ведущими композиторами и поэтами. А кто занимается таким важным процессом, как аранжировка?

- В этом мне крупно повезло. Обрабатывает мои песни один из лучших аранжировщиков Украины Александр Чернега. И последняя наша работа с ним - это новая песня на стихи В.Крищенко «Муруймо храм добра».

- А кто написал музыку к этим стихам?

- Я, - нехотя признался Виктор Михайлович.

- Это ваш дебют как композитора?

- Нет, это уже вторая песня. Первой была «Я Виктор» на слова Анны Чубач.

- Насколько я помню, эта песня была девизом вашего бенефиса во Дворце «Украина». Легко ли вам было организовать и провести свой вечер?

- Ох, нелегко!

- Это при том, что у вас сотни записанных песен?

- Ныне много зависит не от количества песен, а от количества денег. Посудите сами, аренда Дворца «Украина» стоит 5000 долларов в день!

- Для сравнения скажу, что знаменитый американский «Карнеги-холл» обходится исполнителю в 1500 местной валюты.

- Вот и считайте. Но благодаря меценатам - а это АКБанк «Украина», торгово-финансовая группа «Киев», криворожская фирма «Славутич-Руда» - мне удалось найти деньги.

- Ваш зритель, каков он?

- Тот, кто понимает мое творчество. Требовательный не только к моему голосу, но и к словам, к моим мыслям. Тот, кто находит в моих песнях откровение, сопереживает. Чем берет зрителей Алла Пугачева, певица, которую я очень ценю? Да тем, что ее песни - это кадры из жизни. Поэтому она сразу и нашла контакт со зрителем, научилась говорить с залом. А зал уже не прощает больше пустых фраз, в песне требует лишь один сюжет - жизнь.

- Ваша любимая песня?

- Это песня из кинофильма «Дударики». Недавно я выступал в Белой Церкви. И знаете, из зала пришла записка с просьбой исполнить эту песню. Не передать словами, насколько было мне это приятно. Ведь сколько лет прошло с момента показа фильма! А зритель помнит. У меня и фонограмм-то не сохранилось. Пришлось стать у микрофона и спеть без музыки.

- А кто ваши друзья?

- Среди моих друзей не только артисты и музыканты, но и врачи, спортсмены, стражи правопорядка, поэты.

- Ваши любимые блюда?

- Холодец и голубцы. Это, конечно, дома. Супруга старается. А на гастролях приходилось и котлеты на утюге поджаривать (смеется).

- Ну и ну! Может еще, что-нибудь курьезное вспомните?

- Как-то в Волгоградской области добирались в село. Помню какой-то праздник был революционный и мы ехали выступать. И надо было наш автобус с артистами переправить на другой берег реки паромом. Тут как раз подогнали стадо свиней. А грязь кругом, дороги развезло. Ну и начальник переправы кричит: «Сначала свиней, а потом артистов!»

- Свиньи, видимо, спешили к праздничному столу. Вы знаете, недавно Лилия Сандулеса сказала, что при любых ситуациях и экономических неурядицах такие певцы, как Шпортько, Мустафаев, Тищенко, должны петь. Нужно создавать им все условия. Я разделяю ее мнение и желаю, чтобы у вас всегда были такие условия для творчества! Здоровья вам и новых песен!