Всем известно, с чего начинается театр.
В жизни народного артиста Украины, профессора И.Гамкало театр начался с суфлерской будки. Через это окно в мир оперы вошли его старшие коллеги по ремеслу - народные артисты Украины Ю.Луцив, Т.Микитка, а также И.Лацанич, который и привел в Львовский оперный театр И.Гамкало.
Незабываемые и неповторимые мгновения таинственного перехода из реальности в мир оперных шедевров сделали свое дело, которое в юности начиналось с первой скрипки, сделанной своими руками, с игры в деревенской капелле и пения в школьном хоре. Что скрывать, наверное, насколько каждый солдат мечтает быть генералом, настолько и каждый оркестрант видит себя за дирижерским пультом. Как известно, невозможно научить человека быть талантливым, все решает призвание. Ведь дирижер должен иметь и уметь что-то сказать людям, пришедшим в зал.
До сих пор вспоминаются волшебные мгновения, пережитые вместе с героями оперы Ж.Бизе «Кармен», которой дирижировал народный артист Украины Я.Вощак. И оперный спектакль - это, по-прежнему, что-то святое. Не может быть будничности в театре, ведь слушатель попадает сюда, как в храм Искусства. Все это и стало фундаментом творческого кредо дирижера И.Гамкало. Говорят, человеку для счастья нужно иметь настоящего друга и хорошего учителя. И.Гамкало посчастливилось учиться у классиков украинской музыки: С.Людкевича, А.Солтиса, А.Кос-Анатольского, И.Симовича. В классе профессора Н.Колессы были заложены основы той особенной наивысшей требовательности к себе и чувства долга, возведенного в абсолют.
Плеяда дирижеров вышла из его класса: С.Турчак, Т.Микитка, Ю.Луцив, И.Юзюк, Р.Дороживский, а также хормейстеры Е.Вахняк и Б.Анткив.
Традиции европейского образования педагогов продолжились в блестящих успехах учеников.
Стажировку в столичном Оперном театре И.Гамкало проходил под руководством К.Симеонова - выдающегося мэтра, музыканта от Бога, прекрасно образованного и волевого, настоящего волшебника за пультом. Это был человек трагической судьбы, прошедший войну и плен, опалу и непризнание. Он открыл И.Гамкало многие тайны дирижерской профессии. Первая оперная постановка И.Гамкало, «Травиата» Дж.Верди, состоялась в 1966 г. Это был спектакль с участием Н.Ворвулева, Е.Мирошниченко, Б.Руденко, Ю.Гуляева, К.Огневого, М.Шевченко - блестящий «плацдарм» для начинающего дирижера. Незабываемой была и работа с выдающимся режиссером Д.Смоличем над постановкой оперы Д.Мейербера «Гугеноты». Труппа была в хорошей форме, и спектакль имел успех не только в Киеве, но и на сценах ГАБТа и Кремлевского Дворца съездов в Москве.
Конечно, в жизни дирижера после этой постановки было много других, были среди них и более, и менее удачные. Но главной оставалась украинская тема: «Наталка Полтавка» Н.Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского, «На русалчин великдень» Н.Леонтовича, «Наймычка» М.Вериковского, «Купало» А.Вахнянина. Профессор И.Гамкало считает, что именно эти спектакли должны определять лицо Национальной оперы Украины.
Вспоминая минувший театрально-концертный сезон, И.Гамкало говорит о важнейших своих работах. Это концерт Национального симфонического оркестра при участии народного артиста Украины А.Паламаренко, посвященный юбилею Т.Г.Шевченко. В программе прозвучала Симфония №2 Л.Колодуба «Шевченковi образи», а также музыкально-литературная композиция «Сон» по поэме Т.Шевченко и произведениям Б.Лятошинского.Из фрагментов музыки к кинофильму «Тарас Шевченко» дирижер скомпилировал сюиту в жанре симфодекламации. Она прозвучала и на торжественном вечере, посвященном 182-й годовщине Великого Кобзаря, 9 марта в Национальном театре оперы и балета Украины.Одним из памятных событий года стал для И.Гамкало выход книги «Це - Україна», в которую он написал раздел о музыкальной культуре. Сданы в печать несколько разделов второго издания энциклопедического справочника «Мистецтво України».
В театре основной работой года была опера А.Рудницкого «Анна Ярославна». Проблемы при постановке современных произведений известны. Многие из них, естественно, не выдерживают сравнения с такими мировыми «щлягерами», как оперы
В.А.Моцарта, Дж.Россини, Дж.Пуччини, П.Чайковского. Но весь опыт театральной истории доказывает, что национальные коллективы Австрии и Чехии, Польши и Германии ставят наряду с ними и сочинения своих соотечественников.
Это - проявление самосознания, гордости и, если угодно, менталитета. Весь секрет - в гибкой и обоснованной репертуарной политике. Поставив новый спектакль, его представляют публике 10-15 раз, а затем заменяют следующим. В нашем же театре существуют спектакли-долгожители, идущие на сцене по 20-30 лет.
Будучи членом президиума Европейской академии музыки, профессор И.Д.Гамкало, естественно, мог бы поделиться своим опытом, почерпнутым в театрах Вены, Кельна, Мюнхена, Брно и Варшавы. Но ввиду отсутствия в украинской Национальной опере художественного совета его знания по данному вопросу остаются без практического применения. Это ведь только в Германии руководство театра может позволить себе анкетирование публики до начала оперного фестиваля и после его окончания. А в Украине единственный оперный фестиваль, приуроченный к юбилею классика отечественной музыки Н.В.Лысенко, показал, что нашим театрам порой «нечего сказать». Вообще, вызывает некоторое удивление и сожаление то, что публика зачастую вплоть до начала оперы остается в неведении относительно занятых в ней певцов. На мой вопрос, каким образом планируется репертуар театра и чем обусловлены частые замены спектаклей, И.Д.Гамкало ответил, что к этому процессу не причастен, но его спектакли не отменяются.
У каждого дирижера - своя «метода». Получив основательную традиционную подготовку, Иван Дмитриевич считает обязательными ежедневные уроки с певцами и подготовку спектакля в этой обыденной и монотонной работе. Ежемесячно дирижировать восемь вечеров (при норме в четыре), воспитывать культуру пения и сценического поведения артистов, постоянно искать новые произведения и открывать их публике, записывать в фонды радио украинскую классику, готовить концертные программы , писать статьи в Украинскую энциклопедию, преподавать в Киевском институте культуры и вести концерты - вот далеко не полный перечень всех видов творческой деятельности народного артиста Украины, профессора И.Д.Гамкало. Наверное, слушатели Украинского радио помнят его передачи с участием композитора Г.Майбороды и поэта Д.Павлычко, дирижера С.Турчака, а посетители магазина «Ноты» - салонные вечера с участием народных артистов Украины, солистов столичной Оперы М.Стефюк и В.Пивоварова.
При активной поддержке Фонда содействия развитию искусств и Украинского дома был проведен благотворительный вечер камерной музыки Людвига Ван Бетховена, посвященный
225-й годовщине со дня рождения композитора. Профессор И.Гамкало выступил на нем в амплуа музыкального публициста, представив слушателям известные и неизвестные факты жизни композитора. История интерпретации бетховенских сочинений украинскими исполнителями, оценка его таланта в разные годы разными слушателями заинтересовали публику. Вместе с музыкантами - учащимися специальной школы-десятилетки им.Н.Лысенко, студентами Национальной музыкальной академии, а также при участии народной артистки Украины Л.Марцевич, народного артиста Украины Б.Которовича и Е.Басалаевой - в тот вечер И.Гамкало ввел в храм бетховенской музыки новых «прихожан».
Наверное, нет в Украине человека, не знающего имени Т.Г.Шевченко. Думаю, впрочем, многим слушателям концерта 9 марта в украинской Национальной опере открылись новые, неведомые грани его поэтического таланта в сочетании с музыкой Б.Лятошинского в интерпретации чтеца А.Паламаренко и дирижера И.Гамкало. Этой программой заинтересовались, и при условии определенной финансовой поддержки она украсила бы репертуар любой филармонии Украины.
Нам давно и хорошо известны имена деятелей эпохи Возрождения и Просвещения, но знаем ли мы тех, кто живет рядом с нами, одной жизнью со своей страной? Говоря о себе, эти люди смущаются, т.к. вовсе не считают себя выдающимися. Это относится и к И.Д.Гамкало, который, по его словам, просто не любит сидеть без дела. Поистине, неистребим дух интеллигентства в нашем Отечестве, вот только продолжался бы он в будущих поколениях!