UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ХОВАНКА ДЛЯ ДУШІ»

Найти нового интересного художника, это все равно, что найти жемчужину на дне морском. И хотя такое...

Автор: Наталия Сухолит

Найти нового интересного художника, это все равно, что найти жемчужину на дне морском. И хотя такое сравнение более поэтично, однако довольно точно передает смысл, где неожиданной встрече предшествует длительный поиск и когда вдруг ты все-таки встречаешь то, что искал.

Художественная выставка «Хованка для душі» в выставочных залах Союза художников Украины подарила Киеву такую возможность - открытия нового имени, хотя для самого художника Виктора Кононенко эта выставка не первая и на родной Кировоградщине уже состоялась персональная выставка его работ, не говоря о международных конкурсах и выставках.

Виктору Кононенко посчастливилось встретить на своем творческом пути замечательных, неравнодушных людей, любящих и ценящих искусство. Такие встречи, пожалуй, сыграли весьма существенную роль в его биографии, ибо помимо возможности свободно работать художник получил огромную эмоциональную поддержку, своеобразный импульс, спровоцировавший дальнейший рост и творческую активность. Фирма «Алатон» подошла к этому очень серьезно и по степени профессиональности в подходе и решении данного вопроса превзошла самые смелые ожидания. Была составлена целая программа, которая включала в себя, помимо творческой стипендии, организацию и проведение персональной выставки, выпуск каталога и другой необходимой полиграфической продукции. «Мы полюбили работы Виктора сразу же, как только нам посчастливилось их увидеть, и сразу для себя решили, что будем помогать этому очень одаренному художнику. Все остальное пришло после того, как мы пригласили к участию в этом проекте специалистов» - так вспоминает об этом директор «Алатона» Владимир Пономаренко. Еженедельник «Зеркало недели» взял на себя не только информационную поддержку, но и предоставил художнику ряд заказов, титуловав Виктора Кононенко званием «Художник газеты». Думается, что этот опыт окажется небезынтересным и для других изданий, которые помогают и поддерживают художественные процессы. Фотоцентр «Эксар» прекрасно оформил работы, а «Експрес-об'ява» в минимальные сроки отпечатала оригинальный каталог.

Положительной была и реакция в Союзе художников, взявшем на себя организацию и проведение выставки. Отрадно, что в последнее время творческий союз очень активно поддерживает одаренную молодежь, создавая максимум условий и прилагая все силы и возможности. Собственно в этом и заключается одна из задач творческих союзов, что для заместителя председателя правления Союза художников Украины Виктора Сидоренко есть важным и актуальным.

Виктор Кононенко не имеет специального художественного образования. После окончания Кировоградского педагогического института некоторое время работал учителем в школе, а позже - редактором газеты «Александрийские ведомости». Однако работа над собой, над совершенствованием и изучением не останавливается. Художник активно исследует и перерабатывает огромное творческое наследие классиков, которые становятся его учителями. Участие в международных конкурсах карикатуры позволяет автору осознать, что выбранный путь не случаен. Дальнейшая работа углубляется, и появляются первые книги автора, которых сегодня уже более двух десятков.

Книжная иллюстрация, пожалуй, наиболее любима Виктором Кононенко, хотя в последнее время, которое он посвятил исключительно творческой работе, появляются и станковые работы.

Тушь и перо - пожалуй, наиболее любимая автором техника, в которой и выполнены все представленные на выставке работы. Не стоит останавливаться на том, насколько эта техника уникальна, как кропотлива работа автора, работающего тушью и пером, сопоставить ее можно лишь с биением сердца, когда каждый штрих - это каждый удар, соизмеримый с тем, как мы живем и чем дышим. Образ - основной доминирующий лейтмотив творчества Виктора Кононенко. Художник не ищет социальных подтекстов, он не заостряет проблематику, однако во многих работах мы улавливаем грустные нотки, навевающие воспоминания об ушедшем. Гуманистическое начало большинства работ Виктора Кононенко как бы подталкивает к пониманию того, что приходить к состраданию и любви возможно и с другой стороны, подмечая все вокруг себя и в первую очередь проблемы и боли. Собственно, а возможно ли жить и радоваться жизни и при этом не замечать страданий и проблем других окружающих тебя людей? Виктор Кононенко не только замечает и отражает, он сопереживает своим героям. Монохромность работ доведена до абсолюта, и поэтому практически не встречаются полутона. Бело-черное пространство бумаги создает удивительный настрой - торжественный и спокойный. Это закономерно и, стало быть, необходимо художнику. Неукротимость в другом - в замысловатом сложном рисунке. Сотни и даже тысячи штрихов, линий-паутинок, растушевок в едином действии-порыве образуют и замыкают сложную композицию. За легкостью восприятия стоит напряженная работа, о которой Виктор не любит говорить. Собственно, это и не характерно для художников - слишком активно раскрывать секреты своей творческой кухни и сетовать на сложности в решении поставленных задач. Более того, настоящего, творчески работающего художника испугает не сложность, а простой и повтор, и скорее всего он сам будет провоцировать и усложнять поставленную задачу, добиваться нового видения. В этом и заключается особая природа художественного процесса, и сломившийся, как правило, не может идти дальше, он вынужден простаивать либо отрабатывать то, что так и осталось нерешенным.

Когда начинается художник? Какие импульсы и побуждения заставляют брать в руки карандаш и рисовать? Для Виктора Кононенко процесс вхождения в мир искусства был настолько органичен, что он и не вспомнит, когда все начиналось. Помнится, что с детства хотелось прятаться от всех и тихонько рисовать все, что интересовало и окружало. Деревья и цветы, птицы и жуки, друзья и дома - таким был мир художника и собственно таким он предстает на картинах Виктора и сегодня, ибо, как известно, невозможно уйти от той земли, на которой ты родился, от неба, под которым ты вырос, и от Бога, который подарил тебе талант.