UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХОТИТЕ УЧАСТВОВАТЬ В КОНКУРСЕ?..

Артист создает себе имя до тех пор, пока имя не начинает ему служить. И ему действительно приходится над этим работать, быть лучшим среди «своих», чтобы его имя засверкало звездным блеском...

Автор: Евгения Морева

Артист создает себе имя до тех пор, пока имя не начинает ему служить. И ему действительно приходится над этим работать, быть лучшим среди «своих», чтобы его имя засверкало звездным блеском. Как? Работать на результат, отрицающий принцип «лучшее — враг хорошего». Если артист останавливается в процессе самосовершенствования, этот момент называется началом конца его имени. Правда, имя, удельный вес которого отяжеляют разного рода звания и регалии, в зависимости от их количества, имеет известную инерцию популярности. Народные и заслуженные артисты, почетные члены всевозможных творческих ассоциаций, лауреаты конкурсов — это имена, создаваемые артистом в дополнение к собственному. Но бывает, что и собственное имя само становится дополнением к регалиям. И такие метаморфозы весьма характерны для мира искусства.

В мире искусства есть особенный ритуал — открывать новые имена. Как? Да, в условиях конкуренции, о чем свидетельствует давно разработанная система конкурсов, а также сопровождающие их издержки в виде необъективности оценок. Об объективности, тем более в искусстве, говорить вообще сложно, поэтому будем считать это нормой. Творческие конкурсы можно охарактеризовать так: это сумма случайных и закономерных результатов. Случайные. Это значит, что ни участники, ни жюри до выступления номинантов эти результаты не знают. Закономерные. Это значит, что или участники, или жюри, или те и другие знают результаты (не просто догадываются, а именно знают). Но это неофициальная сторона вопроса, о которой говорят в кулуарах злые языки (которыми могут быть как лица нейтральные, так непосредственно причастные к мероприятию). Эти же злые языки могут с точностью (даже без погрешностей) указать на будущего лауреата. Так что информационных источников и пищи для разговоров множество.

Меня могут неправильно понять и подумать, что конкурсы — это плохо. Но это совсем не так. Чем больше конкурсов, в которых испытывают свои творческие силы артисты, тем больше у них шансов на успех. Правда, в случаях неудач можно приобрести если не психологические травмы, то вполне устойчивый комплекс неполноценности. Конкурсы — не для слабонервных, а для жизнестойких и сильных духом (как и творческие профессии).

Конкурсы различны по уровню, статусу, престижности, сложности. Самые значительные из них вписаны в бюллетень
ЮНЕСКО. Соответствующий международный орган вправе определить статус конкурса, одобрить или поставить под сомнение условия, а также следить за их выполнением, фиксировать нарушения и злоупотребления с дальнейшим принятием мер в пользу или против конкурса. Как правило, международные конкурсы включены в известный бюллетень, в том числе и те, которые приняли этот статус не сразу.

Международный музыкальный конкурс имени Н.В.Лысенко, когда-то имевший всесоюзное и республиканское значение, десять лет назад стал международным. Возможно, это единственный конкурс в Украине такого ранга. Причем, как другие конкурсы такого типа (имени П.И.Чайковского, Ф.Шопена и др.), имеет ярко выраженный национальный характер. Можно сказать, что этот конкурс, прошедший в третий раз в статусе международного, является национальным достоянием. И у меня в этой связи возник вопрос: почему проводимый в третий раз конкурс назвали вторым? Проведя нехитрые арифметические подсчеты (конкурс проходит через пять лет начиная с 1992 года, правда, злые языки окрестили конкурс этого года междугородним), а также опираясь на свершившиеся факты (конкурс проходил в 1992, 1997 и в настоящем 2002 годах), получаем противоречивый результат. Либо это мистификация события, либо первый конкурс не пронумерован, либо предыдущий и конкурс этого года поменялись номерами (самопроизвольно). Впрочем, это не так существенно, тем более что на конкурсах в присуждении премий также наблюдается известная путаница. Кому следует давать первую премию, дают вторую, а то вообще ничего не дают. Вот где пища для злых языков, которые ухитряются утверждать чуть ли не за полгода, какие премии кому достанутся. И что удивительно, оказываются правы (прозорливы или осведомленны). Таким образом, прислушиваясь к этим самым злым языкам, музыкант сначала хорошо подумает, стоит ли ему испытывать судьбу, а прежде всего — вписывается ли он в известную конъюнктуру. Поэтому отпадают всякие вопросы, вроде таких, почему в номинации «Фортепиано» было всего… десять участников (в сравнении с конкурсом 92-го года, в котором играли восемьдесят пианистов). Думаю, комментировать этот факт излишне, он красноречиво говорит о себе сам. С одной стороны, меньше конкурсантов — меньше сложностей для них же самих и для жюри, но с другой — это не совсем отвечает международному статусу, если не сказать — совсем не отвечает. Имеются основания думать, что немногочисленные участники (в большинстве — финалисты конкурса) были готовы к результатам, то есть знали, на что рассчитывать. Те потенциальные участники, а злые языки утверждают, что их было достаточно, которые тоже знали о результатах (то есть о том, что у них нет шансов), попросту отказались от конкурсной борьбы. Потому как это не борьба, а установка типа «белые начинают и выигрывают».

Не мешает сказать о международном статусе конкурса. Действительно, собрались представители не одной страны, хотя их число весьма ограничено: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Китай, Германия, подавляющее большинство участников — украинцы, что неудивительно для национального конкурса. Только пропорции в соотношении между ними лишний раз дают повод для злых языков поглумиться.

Теперь пришла пора сказать о главных действующих лицах — лауреатах. На мой взгляд, из четырех номинаций (фортепиано, сольное пение, скрипка, виолончель) званию лучшего из лучших соответствовала лауреат первой премии в номинации «Сольное пение» Оксана Дикая как по мастерству, так и по артистизму. Относительно других лауреатов первых премий у меня сложилось устойчивое впечатление, что жюри запуталось в нумерации мест (прямо как в ситуации, когда из трех конкурсов последний оказывается вторым). Но это уже не мистификация события, хотя я могу понять его мотивацию. Только в номинации «Фортепиано» первую премию взял представитель другого государства — У Цунь (Китай). Весьма техничный пианист с большим потенциалом. Но решающую роль сыграло то, что он не украинец (в противном случае, думаю, было бы по-другому). Это, наверное, произошло из чувства глубокого интернационализма. Другие лауреаты — Анастасия Пилатюк (скрипка), Анна Пирожкова (виолончель) вполне были бы достойны своих премий, если бы не было в числе конкурсантов откровенно лучших. Все же стоит поздравить всех лауреатов и дипломантов, выдержавших борьбу и дошедших до победного конца. Ведь конкурс — это испытание на моральную и физическую стойкость, и артиста можно уважать уже за то, что он прошел все его этапы. Самый приятный день для конкурсантов (конечно, для тех, кто дошел до третьего тура) из всех напряженных конкурсных дней был последний, где щедро раздавались установленные и поощрительные премии, хотя злые языки утверждают, что расстояние между премией и ее лауреатом иногда непреодолимо или преодолимо частично, но это так, слухи.

В целом, то, что состоялся третий (возьму на себя смелость так утверждать) Международный конкурс имени Н.В.Лысенко имеет положительное значение для украинской культуры. Страна, имеющая национальный музыкальный конкурс, лишний раз получает возможность укрепить свои позиции в пространстве международных связей.