UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хортица до и после оранжевой революции

Около 40 лет Национальный заповедник «Хортица», расположенный в центре большого города Запорожья, олицетворяет хроническое недомогание нашей культуры...

Авторы: Арнольд Сокульский, Евгений Сокульский

Около 40 лет Национальный заповедник «Хортица», расположенный в центре большого города Запорожья, олицетворяет хроническое недомогание нашей культуры. Местная власть всегда видела в национальной святыне обычную коммунальную территорию, где можно было строить мосты, жилье, развивать инновационный бизнес и тому подобное. Из года в год патриотически настроенная общественность города ведет отчаянную борьбу с властью за Хортицу, а та уверенно прибирает к рукам ее землю, пренебрегая историко-культурным и экспозитивным потенциалом легендарного острова.

События, развивающиеся после оранжевой революции, не успокаивают, а, наоборот, вселяют тревогу из-за того, что интенсивное использование историко-культурного потенциала Хортицы приведет к подмене казацкой тематики развлекательной, маргинальной индустрией в центре задымленного и экологически опасного города. Без Хортицы, наконец, невозможно воспроизведение историко-этнографического лица Запорожья, залитого гниющим Каховским морем.

Центробежные политические силы, взлелеянные советской властью на Запорожье, стремятся изнутри подорвать создание национально-культурного пространства на Запорожье и этим нивелируют идентичность украинского населения. Об этом может свидетельствовать недавнее интервью власть имущих еженедельнику «Зеркало недели», подготовленное корреспондентом Владимиром Писковым, под красноречивой рубрикой «Что нам Хортица, что мы Хортице...» (04.06.2005 г.)

Коллизия, возникшая вокруг клубка проблем Хортицы, проявилась накануне визита в Запорожье Президента Виктора Ющенко (04.06.2005 г.) и проведения выездного заседания Кабинета министров в этом городе. Национально-патриотическая общественность области, объединенная в общественные организации — Конгресс украинской интеллигенции, Общество украинского языка им. Т.Г.Шевченко, ассоциацию «Защитим Хортицу», молодежные организации, — обеспокоена усилением антиукраинского давления на культурно-общественное развитие в регионе.

Акция «Возродим Хортицу», проведенная по инициативе Президента Украины 04.06.2005 г. на острове, не стала обнадеживающей, скорее, усилила тревогу за будущее днепровского острова — святыни украинского народа.

Сорок лет велись разговоры, дразнившие народ реализацией казацкого проекта на Хортице. Кроме романтизма и нынешнего возрожденного гротескного казачества, мы не только ни на что не сподобились, а наоборот, способствовали деградации национальной идеи. Реализация же казацкого проекта в направлении, определенном в середине 60-х, конечно, требует очевидных исправлений и поправок, но она стала бы мощным стимулом процесса построения украинского государства, а украинцам помогла бы стать нацией. Не на это ли, собственно, было нацелено основное направление оранжевой революции? Не случайно по этому поводу президент соседней Польши отметил, что «оранжевая революция была революцией достоинства».

Тем не менее любая революция не только приносит политические и экономические системные изменения, меняются психология и мышление. Оранжевая революция работала в основном на зрелища, поскольку «хлеба и мяса мало». Такая политика не может долго быть успешной. Это доказали первые сто дней старта новой власти.

Да, революция существенным образом «навела порядок» во многих головах, но мы полностью не избавились от стереотипов, с которыми жили минувшие века.

Казачество, избиравшее 04.06. 2005 г. на Хортице Президента Виктора Ющенко гетманом Украины, всем своим антуражем выглядело не только вертепно, но и внешне несуразно: разноцветные наряды, жестяные ордена и военные знаки, суета в головах — и ни одного приземленного выступления, которое бы поднимало проблемы возрождаемой казацкой традиции, Хортицы, Украинского государства. Опять безответственные реляции, вручение игрушечных клейнодов и чарка «на коня» в конном театре, который местные олигархи держат для таких вот массовых тематическо-показательных гулянок.

Жаль, что новая власть в центре и на местах общественно важные проблемы продолжает решать келейно, вместо того чтобы послушать специалистов, их видение перспективы развития этих проблем, в частности, и создания исторически-культурного комплекса Хортицы.

Получилось так, что ни Минкультуры, ни общественность Украины и края не принимает участия в выборе, какой быть Хортице, всей нашей разнообразной национальной культуре. На реформирование хортицкого проекта в последнее время влияет практически один человек, давний приятель нашего Президента. И хотя как художник-монументалист он далеко не Церетели, но не менее заинтересован получить такой престижный заказ.

Пусть бы так и было, но в установленном порядке: объявление, конкурс, обзор-вывод и, наконец, объявление результатов этого конкурса. Ничего удивительного, а тем более неправового здесь нет, президенты тоже могут ошибаться. А то, что делается с Хортицей, — делается не по-казацки.

«Хортица — абсолютное качество» — торгово-рекламный афоризм уже несколько лет многозначительно издевается над памятью народа, над его национальным достоинством. Именно на этой волне «ЗН» организовало интервью с тремя «специалистами», которые в недавнем прошлом возглавляли компартийные идеологические органы в области, а сейчас оказались в ковчеге оранжевой революции. Эти научные работники считают, что остров должен быть «похож на городок живой истории, где казаки собираются на Вече, в церкви крестят ребенка, в кузнице работает кузнец...».

— Что же здесь плохого? — спросите вы. Пусть развивается таким образом казацкая традиция, восстанавливается память народной культуры, развивается будущая культура памяти нации.

Да, но тем временем на острове будет закрепляться ситуация, десятилетиями насаждаемая местной маргинесной властью. Вот краткий перечень ее «активов»:

— администрации НЗХ по сей день не выдан Государственный акт на землепользование территорией острова площадью 2560 га;

— местная власть осуществляет через остров строительство транспортной магистрали с мостами, не согласованное в установленном порядке;

— строительство моста через Хортицу ведется в расчете, что с инвесторами этого строительства будут рассчитываться живописными урочищами (об этом свидетельствуют масштабы землеотвода);

— в генеральном плане развития города Хортице отводится роль муниципальной территории, где хозяйничает местная власть;

— сохраняется тенденция оставить на Хортице многочисленных землепользователей (базы отдыха, профилактории, пионерлагеря крупных промышленных предприятий, которые занимают участки от 5 до 40 га);

— на протяжении 40 лет местная власть не отселяет свыше 2,5 тыс. жителей, постоянно здесь проживающих, имеющих сотни дачных участков, гаражей, хозяйств и т.д;

— на Хортице продолжаются незарегистрированные захоронения на пяти кладбищах;

— проект мемориального комплекса «Запорожская Сечь» разработан непрофессионально, муляжно. Замечания экспертов не учитываются;

— власть стремится подменить монумент «Казаки в дозоре» эклектической колокольней;

— в музее до сих пор не построена постоянно действующая тематическая экспозиция истории запорожского казачества;

— неизвестно состояние охраны и учета экспонатуры, хранящейся в фондах заповедника;

— не музеефицирована ни одна археологически открытая достопримечательность на территории заповедника;

— приобретенные в 70-х годах скульптурная бронза (50 тонн), дубовый и еловый лес на казацкую церковь разбазарены в начале 90-х гг.;

— по сей день не завершен тематически-экспозиционный план создания музея истории запорожского казачества, его рецензирование и утверждение.

На все это ни власть, ни Киев не обращают внимания. Вместе с тем власть находит средства на финансирование незаконных работ, пиарных мероприятий и шоу. Эту деструктивную деятельность местной власти обслуживают два телеканала и пресса, находящаяся на содержании местных олигархических групп. Вот что озвучил один из бывших партидеологов, бывший секретарь партбюро облуправления культуры по поводу Хортицкого казацкого проекта: «Позволю себе напомнить, что до 1965 года остров имел чисто утилитарное предназначение. И когда бывший заместитель председателя Запорожского облисполкома Николай Петрович Киценко отстаивал идею создания на Хортице историко-культурного заповедника, эта затея, откровенно говоря, была весьма авантюрной. Если шла речь о Чигирине или Батурине — понятно…. А что касается Хортицы, то заявляю с полной ответственностью: по состоянию на 1965 год отсутствовали какие-либо научно доказанные следы пребывания на острове казачества». Лукавят «друзья Хортицы и любители интерактивной индустрии» — однако история и время смогут установить истину.

Критическая масса казацких достопримечательностей о. Хортица сполна отвечает его кодификации как «колыбели казачества». Почему в таком случае нынешние власть имущие пытаются бронзовый казацкий пикет на хортицком кургане заменить эклектической колокольней, так же, как предыдущая власть подменяла этот монумент скульптурным образом «Дружба народов СССР»?

Тридцать лет над проектом «Казаки в дозоре» работает запорожский скульптор Владлен Дубинин, в прошлом ему помогали киевляне — профессор Веронский и Кунцевич. И только из-за сопротивления партийной власти проект не реализовывался. Конечно, новое время требует определенных поправок к образному решению доминанты комплекса. Монумент должен звучать как аллегория «Пламя казацкой славы», быть синтезированным произведением искусства и, вместе с тем, силуэтным, учитывая грандиозное пространство нижнего бьефа Днепра, высоту кургана, на котором должен размещаться. Но это не означает, что нужно подменять его образом христианской идеи.

На данное время киевский художник, предлагая построить на хортицком кургане «колокольню», уже построил на комплексе «Запорожский дуб» каменную колокольню, перекинутую цоколем через грязную сточную канаву. Работает он и над интерьером кафедрального храма в старой части города (пл. Анголенко), которой покровительствует церковное управление Московского патриархата. Полагаем, последнее слово должны сказать специалисты архитектуры, монументалистики, истории церкви.

Современный проект, разработанный местной властью, в последний раз получил отрицательную рецензию комиссии по воспроизведению памятников истории и культуры при президенте Украины Л.Кучме. Проект изучал и рецензировал также специалист истории архитектуры Владимир Ленченко. Специалисты отметили неудачную архитектурную привязку макета Сечи на местности. Запорожские архитекторы поместили ее в нехарактерные для сечей условия, на водоразделе северо-восточной части Хортицы. У казаков сечи размещались в плавнях, в труднодоступных для конницы местах, удобно связанных коммуникативно с Великим Лугом Запорожским.

Второй недостаток состоял в том, что ни ученые-консультанты местного университета, ни специалисты заповедника не разработали четкую концепцию — что сечь макетируется. В результате проект предлагает «собранную сечь» на основе планировочной схемы «Новой Сечи»(1734—1775) с «Новосеченским ретраншементом» от россиян, с которого велся надзор за казаками и который был фактически составляющей этой «сечи». Отсутствие в распоряжении проектантов исходных научных данных о планировочной схеме, типе объектов (куреней), типе сечевой церкви, данных сечевой фортификации, технологии сооружения казацких сечей наконец привела не к макетированию, а к созданию новодела — муляжа, который не будет воспроизводить даже макетно любую сечь. Удивительно, что проектанты «аналогом этого муляжа» выбрали планировочную схему «Новой Сечи», а не Чертомлицкой (1652—1709), о которой есть ряд важных документальных данных. Местная власть спешила. Чтобы отвлечь внимание общественности от настоящих проблем Хортицы, власть в октябре 2004-го начинает одновременно строительство мостов через Хортицу и сооружение муляжа «сечи». И первое, и второе не заявлено в установленном порядке. И все же осуществляется финансирование обоих объектов, выполнены подготовительные исследования, экскавация, сооружаются быки моста и производится из бута «каменная архитектура» будущего муляжа. Не создав никакой концепции этого строительства, отмечает рецензент с европейским признанием Олесь Силин, прорабы Запорожья строят неизвестно что, «даже отсутствует характеристика отведенной под «Сечь» территории, ее размеры. Не меньшее удивление вызывает громкое употребление терминологии типа: «комплиментарность», «интерактивность», а также абсолютно неуместные функции ИКК «Запорожская Сечь», как то: «творческие театральные», «спортивно-прикладные», «творческие музыкальные» и прочие нормы».

Составляющие части проекта «Запорожская Сечь» внешне и внутренне противоречат друг другу. Фортификация, курени, греческий дом, сечевая противоречат исторической правде, лишены научной подоплеки, признаков оригинала. Воспроизводя макет Сечи, прежде всего следует начинать с отбора всего комплекса информации, какую можно почерпнуть из письменных источников, архивных материалов, археологических артефактов и т.д.

Формирование казацкой парадигмы в воспроизводимом образе сечи должно исходить из нашего понимания этого военного и общественно-политического и экономического организма. Запорожское казачество как система отличалось своим внутренним характером от городского, а тем более реестрового казачества, которые служили своим сюзеренам. Свободное военно-промышленное товарищество — Сечь — сложилось на Хортице, вокруг нее и в базавлуцких плавнях.

Запорожская Сечь — структурная и функциональная единица украинской культуры. В ней отражены все процессы жизни народа на протяжении долгих веков. Память культуры генерирует в сознании украинцев стремление к социальной справедливости, четко очерченного индивидуализма, служит источником пассионарности (энергии этноса), возбуждаемости, отдающей преимущество вечевому (коллективному) движению организации.

К сожалению, это не репрезентует современное воспроизводимое казачество. Массовостью своих форм и немыслимых костюмов-мундиров (наград, погон, лампасов) оно, скорее, оживляет в воображении образ Попандопуло. Не понятно, на что эти казачества рассчитывают в будущем. «Что им Хортица, что они Хортице»!

Кто бы эти казачества ни возглавлял, какого бы гетмана Украины они ни избирали, такое казачество обречено быть всегда «реестровым». Память о нем не станет составляющей мифологемы казачества, не войдет в культурно-художественную сокровищницу народной духовности и культуры. Думаем, что настанет время, когда Хортице тепло улыбнется солнце.