UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хорошо в краю родном…

«Люди, в этом году я на Шешоры всеми правдами и неправдами поеду! Даже хоть на день!! В том году не вырвалась — досады было!....

Автор: Елена Чередниченко

«Люди, в этом году я на Шешоры всеми правдами и неправдами поеду! Даже хоть на день!! В том году не вырвалась — досады было!.. Едем на Шешоры! Ленд-арт и фолк — это же… Это же!!!..». Такие восторженные вопли можно обнаружить на форумах сайтов, предназначенных для любителей путешествовать. Незнакомые люди предлагают друг другу объединяться для совместного продвижения «на Шешоры». Если «провисеть» на этих форумах хотя бы час, сложится впечатление, что вся страна резко ринулась в одном-единственном направлении.

И хотя название этого загадочного места вызывает ассоциации с чем-то виртуально-сказочным, Шешоры — наиболее реальное, что только и может существовать в природе. Ибо редко где сама Природа чувствует себя так по-царски вольготно. И душа моя радуется несказанно. Во-первых, место это находится на территории нашей дорогой Родины, во-вторых, отрадно, что молодежь в массовом количестве проявляет задорный интерес и к живописным уголкам этой самой родины, и к ее магическому искусству…

Шешоры — невероятно красивое гуцульское село, растянувшееся на несколько километров вдоль горной реки Пистыньки, бурлящей среди вечнозеленых Карпат. Находится селение в Ивано-Франковской области, неподалеку от города Коломыи. А поехать «на Шешоры» — значит, отправиться на Международный фестиваль этнической музыки и ленд-арта, который уже третий год подряд проводит информационный центр «Зеленое досье», работающий в сфере охраны окружающей среды с 1993 года. В нынешнем июле, с 12-го по 14-е, форум собрал участников из Украины, Молдовы, Польши, Болгарии, Чехии, Словакии, России, Нидерландов, Франции.

Добираться до Шешор приходится на перекладных — если едешь поездом. Но прибыв в Ивано-Франковск, понимаешь, что заблудиться тебе не дадут: ручейки людей, навьюченных рюкзаками, укажут правильное направление. Первый этап — маршруткой до Коломыи или Косива — выглядит вполне цивилизованным. При воспоминании об этапе №2 лично меня бросает в жар и по сей день. От Коломыи до Шешор шествует полудохлый «пазик», чье металлическое тельце жестоко раскалено от допотопного мотора и чудовищного количества пассажиров. Невероятным образом уцелевшее от людей пространство заполняют рюкзаки и свернутые палатки. Пассажиры из местных покорно молчат, глубоко понимая желание городского населения приблизиться к природе. За пять минут до отправки в «пазик», куда, кажется, уже даже муха не втиснется, вваливается очередная порция путешественников, туристическая амуниция которых помещаться в автобус никак не желает. «Люди добрі, майте совість! Ви ж сидите, а ну візьміть на коліна наші палатки, а самі трохи потіснитесь!» — звонко командует юная девица в штанах из искусственного тигра. «Люди добрі», не говоря дурного слова, тут же засуетились, и через некоторое время у кого на коленях, а у кого и на головах благополучно пристроилось несколько милых созданий и энное количество килограммов туристического снаряжения. «Н-да-а, — думаю, — у нас бы в Киеве этой девице в ответ на подобное предложение, да еще и в таком тоне, палатку на голову натянули бы». Урча и кашляя, «пазик» двинулся к природе — до Шешор в таком состоянии предстояло ехать час двадцать. Где-то на середине пути водитель остановился и, указывая на живописные ландшафты, раскинувшиеся за бортом маленького железного чудовища, гостеприимно предложил: «Хлопці — направо, дівчата — наліво. Тіки недовго!» Кр-расот-та! Иностранцам, которых в последнее время стали активно привлекать в Украину в качестве «зеленых туристов», будет на что посмотреть из окон своих комфортабельных автобусов.

Кстати, о зеленом туризме. Идея фестиваля в Шешорах родилась не только из желания вернуть homo sapiens туда, где ему и самое место, — в объятия природы. Но и потому, что сотрудникам «Зеленого агентства» очень хочется привлечь в этот райский уголок побольше туристов. От форума Шешоры уже получили ощутимую пользу — в село наконец-то провели газ, а теперь собираются ремонтировать разбитые асфальтовые дороги. Со всех желающих переместиться из Киева в Шешоры организаторы взимают курортный сбор — 25 грн. Часть от общей суммы поступает в распоряжение селян. «Отдыхательная» инфраструктура, конечно, оставляет желать лучшего. Один государственный пансионат, об условиях проживания в котором вслух лучше не говорить («удобства» в конце коридора в расчете на два этажа, там же и душ), несколько частных пансионов (говорят, там получше), одна гостиница (хорошая), один ресторан у дороги (называется, разумеется, «Аркан») с сонными официантами и очень смешными ценами (самое дорогое блюдо — 50 грн). И еще куча бабулек, гостеприимно распахивающих двери своих чистеньких уютных домов для всех желающих (поставить палатку во дворе — 10 грн, жить в доме — от 30 до 50). «Удобства» у бабулек, правда, тоже во дворе, а вместо душа и джакузи (если кто привык) — неподалеку колодец (они имеются во многих дворах).

Но, честное слово, ради того, чтобы насладиться буколическим умиротворением, пронизывающим Шешоры насквозь, как и чистый горный воздух, можно потерпеть и отсутствие кафельно-моечного комфорта. Вряд ли где еще измученная городская душа может принять больше бальзама на раны, нанесенные ей опостылевшей урбанизацией. Тишина, покой, у дороги кресты (люд здесь очень верующий), маленькая ухоженная часовенка, в полумраке которой слышно неспешное журчание Пистыньки (как раз наискосок от часовенки речка играет двумя водопадами)…

В дни фестиваля и без того яркое пространство Шешор расцветает дополнительными красками — разноцветные палатки, пестрые туристы (каждый из которых старается вырядиться как можно пофольклорнее), нарядные местные жители (люрекс, шпильки, утопающие во влажной траве, — кр-расот-та). Днем массы приезжих перемещаются по маршрутам, расчерченным художниками ленд-арта: посреди Пистыньки, на валунах — смастеренная из сухих веток огромная рыба или развешенные на веревках флюорографические снимки чьих-то легких, на прибрежных камнях — птица из дерева или намалеванный мелом крик человеческой души. В сельской школе (между прочим, двухэтажной) проходят мастер-классы: горожане с умным видом вникают в искусство росписи по стеклу (пришедшем на Гуцульщину во времена средневековья), пытаются наравне с мастерами плести куклы-мотанки или учатся у болгар танцевать их народные танцы.

Вечером — апофеоз. Футбольное поле, превращенное на время фестиваля в певческое, со сколоченной из досок сценой, заполняется людьми, приехавшими в Шешоры, чтобы… побыть самими собой. Под музыку, звуки которой плавно парят по волнам фолька, джаза, народных обработок классических мелодий, рэгги и рока, гуцульской и балканской аутентики, люди сидят на траве, общаются, просто бродят по полю или танцуют — самозабвенно и не задумываясь о том, как выглядят со стороны. В этом году три вечера подряд (концерты заканчивались почти под утро) на фестивальной сцене выступали коллективы «Агао», «Сполохъ», «Оркестр Янки Козир», «ХО!», «Вертеп», «Гурт Йо Гурт», «Карпатяни», «ДахаБраха» (Украина), Yoki (Россия), Red Cardell (Франция), Rachat-Lucum и Maraca (Чехия), «Тригон» (Молдова). Что характерно, на следующий день после всеобщего ликования поле оказывалось чистым: с восьми утра отряды добровольцев начинали убирать мусор. И еще один момент, весьма впечатляющий для наших славянских широт. Туристы любят выпить — большинство из них на протяжении всего феста таскались с литровыми бутылками пива или вина. Но пьяных при этом не было! Такое вот удивительное это место — Шешоры…