Сколько ажиотажа вызвало известие о том, что «король фламенко», как именуют его некоторые критики, неистовый ром Хоакин Кортес начнет именно в Киеве свой очередной европейский тур с новым шоу, которое называется «Любовь и ненависть».
Украинскому зрителю предстояло впервые встретиться с артистом, о котором пишет вся желтая и других цветов пресса, которого до того видели на экранах в фильмах великих испанских кинорежиссеров Педро Альмадовара и Карлоса Сауры. Его любовные похождения, связанные с известными именами — от Наоми Кэмпбелл (которая, по слухам, травилась из-за несчастной любви к нему) до Наталии Орейро (она не нравилась его матери, с мнением которой Кортес очень считается), с маниакальной страстью описывают журналисты всего мира и с не меньшей страстью обсуждают многочисленные поклонницы и поклонники. Дружба с Армани, в одежду которого одет он сам и его спектакли, подчеркивает его причастность к светскому бомонду. И вообще, по собственному признанию, Хоакин Кортес — живое воплощение американской мечты, «сделавший сам себя человек», который с самых низов прорвался в категорию мировых знаменитостей.
Действительно, его «рывок» заслуживает уважения. Начав учится танцу в 12, уже в 15 Кортес танцует в труппе Национального балета Испании и вскоре становится его солистом. А в 1992-м создает собственную компанию «Балет фламенко Хоакина Кортеса». После этого один за другим выходят его шоу, которым рукоплещет мир. И нет оснований не верить этой информации, принимая ее лишь как рекламную акцию, предшествующую гастролям.
Киевскому концерту не повезло с самого начала. Во-первых, его несколько раз переносили. Правда, это лишь подогревало интерес публики. Во-вторых, турне началось все же со столицы сопредельного государства — Москвы. Зерна сомнения были посеяны не очень восторженными рецензиями. И все же так хотелось увидеть «живьем» Принца Фламенко!
Начало представления было задержано более чем на 40 минут «по техническим причинам, не зависящим от Дворца «Украина». Так неоднократно вещал голос из-за кулис. Наконец в зал упали первые звуки фонограммы, которые показались не очень качественными. Ну да бог с ним, главное — увидеть гения фламенко, ощутить на себе излучаемый публикациями о нем магнетизм. Ведь в спектакле «Любовь и ненависть» Кортес должен станцевать то, что станцевать невозможно, — радость триумфа и боль падения, зло и добро, свет рождения и тьму смерти.
От аутентичного фламенко, с его страстью, порывом, дробью, выбиваемой каблуками, от которой кровь в жилах закипает, от картинных поз и чувственных переходов от одной части к другой, сопровождающихся гитарным звоном и специфическим горловым пением — канте хондо, осталось лишь последнее. Но все это теряется в смешении стилей. Традиционную гитару «давит» средневековая виолончель. Моцарт соседствует с африканскими ритмами. В звуковую ткань вплетаются арабские, еврейские, цыганские ритмы, «добиваемые» электронными шумами. Грань между мужским и женским фламенко стерта до унисекса — женщины принимают воинственные позы, а мужчины плетут руками над головой женские кружева. На мой взгляд, в этом спектакле нет фламенко как такового, а есть некий кафешантанный паркетный вариант, предложенный неискушенному зрителю.
Сам же великий Кортес, привлекая взгляды своих фанатов обнаженным торсом, пребывает на сцене от силы минут семь за все представление. Наверное, ему уже неинтересно покорять публику своим зажигательным умением втягивать всех в ритм фламенко, и нет сомнений, от такого танца замшевые ботинки, которые шьет ему знаменитый мастер Ментес, вряд ли придется менять раз в неделю. А ведь именно с такой периодичностью Принц Фламенко делал это раньше. Во всяком случае так писала мировая пресса после мирового турне с одним из предыдущих его спектаклей Gipsy Passion.