UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХИЧКОК НАВСЕГДА

На Одесской киностудии состоялся премьерный пресс-показ телевизионного сериала «Блюстители порока»...

Автор: Мария Гудыма

На Одесской киностудии состоялся премьерный пресс-показ телевизионного сериала «Блюстители порока». Режиссером-постановщиком и исполнительным продюсером проекта является Виктор Ноздрюхин-Заболотный, некогда начинавший здесь свою жизнь в кинематографе с должностей рабочего на съемочной площадке, механика съемочной техники, ассистента оператора. Потом был операторский факультет ВГИКа (мастерская Харитонова и Гальперина), работал в качестве оператора-постановщика в фильмах «Искусство жить в Одессе», «Чудо в краю забвения» и других, в сериале «Маски-шоу» и в собственном режиссерском дебюте «Запах осени».

А после показа произошел обмен мнениями между постановочной группой и первыми зрителями. Порой обстановка складывалась остро, напряженно. Пересказывать содержание детективных киноновелл — дело заведомо неблагодарное. Достаточно констатировать, что новый сериал неизмеримо более захватывающ, стилен и художественно совершенен, чем оккупировавшие наши экраны латиноамериканские сериалы.

В титрах промелькнула эмблема кинокомпании «Прентисс-продакшн», но это название пока ничего не говорит одесситам. Зато когда на экране возник кораблик — фирменный знак Одесской киностудии, долго звучали аплодисменты. Позднее, на пресс-коференции, Виктор Дмитриевич несколько охладил патриотические чувства зрителей:

— Данный титр — мой личный подарок Одесской киностудии. Дирекция действительно относилась к нашей группе по-человечески, но отношение рядовых работников граничило с саботажем. Невозможно заниматься творческой работой, когда надо постоянно и жестко контролировать каждого сотрудника. С болью должен заявить: если я еще когда-нибудь найду деньги на постановку, уеду отсюда и буду снимать где угодно, только не в Одессе.

Внешний вид обычно бодрого режиссера убеждал лучше всяких слов. И виной тому не только одесские киношники. Генеральный продюсер проекта Вадим Павлов с августа прошлого года прекратил финансирование и в любой момент может положить уже отснятые кассеты на полку (а полка-то в Эстонии!). Подобная участь уже постигла многие отечественные фильмы, чья прокатная судьба зависит от доброй или недоброй воли одного-единственного человека. Если продюсер хочет возвратить средства путем одного показа, а не пяти-семи, как диктует ситуация, возникают осложнения. В ожидании этих осложнений Виктор Дмитриевич последние полгода почти не спит...

Самое обидное, что за сериал к столетию Хичкока (оно отмечалось в августе прошлого года, как раз тогда, когда и прекратилось финансирование проекта) Ноздрюхин-Заболотный взялся для того, чтобы продюсер заработал денег и помог осуществить давнюю мечту режиссера — постановку фильма «Немного солнца в холодной воде» по Франсуазе Саган. Сейчас столь далеко идущие планы вряд ли можно связывать в Вадимом Павловым.

Из запланированных двадцати серий удалось сделать только семь. Это своеобразная дань памяти Альфреду Хичкоку, изобретателю триллера и приемов, обеспечивающих неповторимость этого жанра. Сам старина Хич (в сериале его играет неподражаемый Котэ Махарадзе) в небольших монологах перед каждой серией щедро делится своими секретами, а дальнейший сюжет иллюстрирует его «теоретические выкладки».

— Признаюсь, Хичкок не является моим любимым режиссером, да и сам я не режиссер триллера, — с обезоруживающей откровенностью заявляет Виктор Ноздрюхин-Заболотный. — Из пятидесяти четырех хичкоковских фильмов я могу назвать только семь, которые знает мир. Остальные очень плохи и скучны. Мы ценим Хичкока за то, что он был первооткрывателем. Но не будем забывать, что он творил в свое время... В сериале использованы сюжеты рассказов Хичкока, но нет ни одного римейка, есть только некоторые напоминания о наиболее ярких образах его известных фильмов...

Действительно, зрители во время показа были погружены в убедительную вещную, предметную среду (художник-постановщик — Олег Иванов), уловили дух стиля и тайны, замирали при виде распахнутого окна («Окно во двор» — помните?) или вывески «Бар «Ребекка» (дань одноименному фильму). Действие разворачивается в некой «усредненной» Европе во времена, которые можно определить как промежуток от пятидесятых годов до наших дней. Были показаны две пятидесятидвухминутные серии — «Преемник» с великолепными Светланой Крючковой и Николаем Добрыниным и «Дело чести» с Лембитом Ульфсаком и Ириной Розановой. Первым зрителям было предложено отрепетировать строгие критические высказывания из зала. Таким образом авторы сериала готовились к пресс-показу в Москве. Серьезных недостатков никто не обнаружил, прозвучали достаточно смешные придирки.

Количество похвал значительно превысило число порицаний. Воспользовавшись паузой, режиссер пожаловался на Сергея Юрского и Армена Джигарханяна, сорвавших свое участие в съемках. Им пришлось срочно искать замену, а это означает впустую потраченные средства, для группы, увы, не лишние...

Но были радостные моменты: Лембит Ульфсак, например, снимаясь в серии «Дело чести», был даже излишне скрупулезен, а роль получилась яркой, неоднозначной. Так и подобает вести себя настоящему мастеру, чей уровень не дает никакого права презирать молодого режиссера. А о хамстве наших «звезд» Ноздрюхин-Заболотный мог бы написать отдельный сценарий и снять самый настоящий сериал. Но зачем? Ему достаточно имеющихся сценариев, он соавтор многих из них. Проведя месяц в Москве, режиссер достиг определенного успеха в переговорах с ведущими телеканалами, встретил и заинтересованных в продолжении съемок «Блюстителей порока» лиц. Конкретнее Виктор Дмитриевич пока сказать не может ничего. Похоже, он крепко завяз со своим коммерческим телевизионным проектом, вроде бы нужным зрителю. Что же будет с его мечтой — фильмом «Немного солнца в холодной воде»?