UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХАРЬКОВСКАЯ ВЕТВЬ

В палитре современного музыкального исполнительства Украины хоровое искусство занимает одно из важнейших, быть может, и главное место...

Автор: Екатерина Берденникова

В палитре современного музыкального исполнительства Украины хоровое искусство занимает одно из важнейших, быть может, и главное место. Национальная певческая традиция является основой профессионализма в нашей музыке. Вероятно, в этом все дело. Особенности речи, природа голосов, свойства темперамента способствуют тому, что хоровое музицирование естественно для нас, и тем самым особенно дорого.

В столице много хоров: академических и народных, больших и камерных, профессиональных, учебных и самодеятельных. И тем не менее хоровой концерт неизменно привлекает внимание публики — это и профессиональный интерес, и простое любопытство, и чувство органической сопричастности.

На этот раз в Колонном зале им. Н.В.Лысенко выступал Камерный хор Харьковской филармонии под управлением Вячеслава Палкина. Этот коллектив достаточно хорошо известен киевской публике еще с начала 80-х годов, когда он формировался как любительский при Музыкальном обществе Украины, и уже в статусе профессионального, который он получил в 1991 году Вячеслав Палкин, профессор, народный артист Украины — значительная фигура в украинском искусстве. Он сочетает практическую деятельность с научной и преподавательской, являясь заведующим кафедрой хорового дирижирования Харьковского института искусств им. И.П.Котляревского. Вклад же его и созданного им Камерного хора в концертную жизнь Харькова наполняет атмосферу города самой разнообразной музыкой. Репертуарный список хора кажется бесконечным: творчество украинских композиторов от Н.Лысенко, К.Стеценко, Н.Леонтовича до Л.Дычко, Е.Станковича, русская музыка от М.Глинки, С.Танеева, С.Рахманинова до Г.Свиридова, В.Гаврилина,
А.Шнитке, западноевропейская — от О.Лассо, И.С.Баха, В.А Моцарта до К.Орфа и Э.Л.Уэббера.

Вот и теперь Харьковский Камерный хор привез «контрастную» программу, состоящую из частей «Торжественной мессы» Джоаккино Россини и миниатюр украинских композиторов, среди которых были и духовные произведения, и обработки народных песен, и философская лирика и изящные жанровые зарисовки.

При всем том, что хор может достигать очень сильного масштабного звучания, все-таки особенно импонирует интерпретация подлинно камерной музыки. Поэтому при всей красоте и необычности, углубленной сосредоточенности Мессы Россини, в Kyrie, Gloria, Sanctus, которых хору удавалось достичь, душа трепетала именно во время исполнения хоровых миниатюр. Дирижер сам не раз высказывался по поводу существенных отличий при исполнении крупной формы и хоровой фактуры небольших произведений a capella, акцентируя внимание на большую роль детализации в последних. Именно этой филигранности отделки и не хватает в звучании полифонических разделов полотен крупного мазка. Да и вообще, по-видимому, украинская хоровая музыка просто ближе по духу Вячеславу Палкину и артистам его хора. Особенно удались, на мой взгляд, псалом «Боже мій, нащо мене Ти покинув» Ганны Гаврилец и «Нехай повні будуть уста наші» из Праздничной Литургии Леси Дычко. Проникновенно прозвучал хор Б.Лятошинского «Із-за гаю сонце сходить» и духовные произведения К.Стеценко и Н.Леонтовича. Изысканностью тончайшей звукописи восхитило исполнение миниатюр «Снежинки» Т.Кравцова и «Таня-Танюша» из «Русского концерта» В.Калистратова (bis).

Культура звуковедения, ясная дикция при естественности и кажущейся легкости работы хористов выдают прекрасную школу и наследование лучших отечественных хоровых традиций, живущих в искусстве коллектива. Это все является показателем и гарантом того, что профессиональное певческое искусство Харькова — надежная, здоровая и плодоносная ветвь от мощного дерева творческих сил Украины.

Концерт Харьковского камерного хора под руководством профессора, народного артиста В.С.Палкина был приурочен к выдвижению коллектива и его руководителя на соискание Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко.