UA / RU
Поддержать ZN.ua

Харьковская премьера – «Настоящий полковник»

Харьковские депутаты призвали руководить музыкальным театром милиционера.

Автор: Александр Чепалов

Со времен крейсера «Аврора» советская власть любила назначать на руководящие должности в культуру революционных матросов и красноармейцев с наганами. Именно от таких комиссаров подался на Запад Федор Иванович Шаляпин. И оказался прав. Императорские театры, которые превращались во дворцы партийных съездов, не храмами искусства становились, а подчиненными идеологии учреждениями. Разве сейчас не так? У тех, кого избиратели делегировали во власть, притязания и вкусы остались прежними. Даже хуже. Бескультурье в крови, волчьи аппетиты на собственность, которая якобы принадлежит «территориальной громаде». А на самом деле?

Весть о том, что на должность директора Харьковского академического театра оперы и балета имени Н. Лысенко депутаты облсовета (кому и принадлежит это уникальное здание) решили назначить полковника милиции в отставке Александра Русанова, была для всех работников театра шоковой. Правильно говорят, что история повторяется дважды, сначала как драма, потом как фарс. В начале девяностых театр уже возглавлял бывший милиционер Владимир Пантюшев. И тоже депутат областного совета. Директорство Пантюшева было для театра большой бедой. Коллектив раскололся на два враждующих лагеря — одних милиционеру в гражданской форме удалось перетянуть на свою сторону финансовыми и прочими соблазнами. Другие были в опале. Пантюшева увольняли, потом был суд и новые конфликты после его восстановления на работе. Наконец, все затихло. И в первую очередь благодаря стараниям нового директора Георгия Селихова.

Бывший партийный и государственный чиновник (по совместительству хормейстер, выпускник Харьковского института искусств) за 12 лет работы в театре, казалось, смог сделать невозможное. Сохранить в неприкосновенности штатное расписание театра, избежать неоправданных сокращений и финансового краха. Вывести коллектив в прямом смысле слова на международную арену. Улучшить все творческие и финансовые показатели. Обернуть в пользу коллектива (а не отдельных лиц) необходимость сдавать помещения в аренду. Учредить на базе театра новый для города фестиваль «Харкiв мистецький». Уж не говоря о таких «мелочах», как ремонт фасада, откуда сыпалась на головы прохожих плитка, или замена коммуникаций внутри самого помещения, которое строилось столько, что в год открытия впору было начинать капитальный ремонт.

Директор десятки лет сам курировал учреждения культуры, и ему не надо было разъяснять специфику театрального дела. Он любил коллектив и придумал для него поэтическое название «город мастеров», отражающее многогранность творческого и технического сотрудничества, без которых театра быть не может.

Не исключено, что работа на износ и бесконечные проверки (по наущению «доброжелателей») фатально повлияли на состояние здоровья Г. Селихова. Его не стало в ноябре прошлого года. Никакого негатива в его деятельности ни при жизни, ни после смерти обнаружено не было. Наоборот, стало ясно, что работа была налажена так продуктивно, что коллектив успешно продолжал функционировать даже в отсутствии главного руководителя. Эти функции естественным образом разделились, их успешно выполняют по сей день главный дирижер Виталий Куценко и прежний зам Селихова Нина Сидора. В недалекой перспективе подключится к работе такой привычный для творческого коллектива орган управления, как художественный совет. Причем на выборной, демократической основе. Казалось бы, радоваться надо подобной ситуации — в театре полный порядок. Ан нет.

Как только стало известно, что глава областной администрации Арсен Аваков подписал представление Н.Сидоры на пост директора, в областном депутатском корпусе произошло активное брожение. Можно предположить, какими причинами была вызвана инициатива назначения бывшего милиционера и нынешнего директора благотворительного фонда «Страж» А. Русанова на должность руководителя певцов и танцовщиков. Главный дирижер В. Куценко по этому поводу остроумно заметил, что его почему-то не приглашают возглавить харьковский ОМОН, хотя и там бывают вакансии.

Скорее всего, здесь сыграло роль то, что А. Русанов — один из лидеров Харьковского областного отделения Партии регионов. А она преобладает в областном совете и вряд ли захочет уступать ключевые руководящие посты во вверенном хозяйстве. Тем более таком привлекательном, как огромный творческий и производственный комплекс оперного театра, работники которого могут стать заложниками политических разборок. При бывшем директоре такое вряд ли было возможно. Г. Селихов, шутя, говорил, что в театре несколько партий — теноры, басы, сопрано… Все сливаются в гармоничном хоре, а о политике ни гугу. Теперь ситуация меняется на глазах.

После того как в депутатском корпусе поняли, что коллектив без боя не сдастся даже полковнику милиции, количество кандидатов на директорский пост стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Уже после общего собрания театрального коллектива, на котором было собрано 657 подписей в пользу кандидатуры Н.Сидоры (а это подавляющее большинство работников всех творческих и технических служб), на сайте областного совета появились фамилии еще нескольких претендентов. Называть и оспаривать их не имеет смысла. Во-первых, коллектив уже сделал свой выбор. Во-вторых, кандидатуры эти хорошо известны по своей прежней работе. И представить, что с кем-то из них театр переживет творческий взлет, — значит, погрузиться в область бесплодных мечтаний.

Однако назначение, вопреки мнению трудового коллектива, на пост директора отставного сотрудника МВД или другой нежелательной кандидатуры не такая уж фантазия. Для этого надо пройти две комиссии — по собственности и культуре, а затем получить поддержку депутатского большинства на заседании облсовета. Цель эта при желании занять вожделенное кресло для «своего» человека вполне достижима. Ее даже можно завуалировать заботой о творческом коллективе, что сейчас, видимо, и происходит. В многочисленных телеинтервью депутатов областного совета звучит много благостных слов. Народные избранники говорят, что их главная цель — оградить творческий коллектив от будничных хлопот и наладить хозяйственную деятельность. Но все это должен делать почему-то «настоящий полковник», а не опытный руководитель, искренне преданный своему театру. Руководитель, названный коллективом, зарекомендовавший себя делом и потому прежде всего нуждающийся в поддержке депутатского корпуса. Возможно, «слуги народа» на время забыли, что должны выполнять наказы избирателей?

Странная, согласитесь, получается картинка. Театр, во всех документах которого зафиксирована подчиненность Министерству культуры и туризма (а значит, и соответствующему управлению обладминистрации), на самом деле зависит от воли собственника — областного совета и имеет де-юре статус областного коммунального предприятия. Сочетание высокого звания академического коллектива, первого в Украине театра оперы и балета, освященного именем Н.Лысенко, и субъекта территориальной громады, что прилично для банно-прачечного комбината или трамвайно-троллейбусного парка, выглядит не просто парадоксальным, а диким.

Конечно, в этой ситуации отразились дремучие представления о культуре, заброшенной на задворки по «остаточному принципу». И спасение для Харьковского театра оперы и балета пока, пожалуй, вырисовывается в придании коллективу статуса национального...