UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГУТНОЕ СТЕКЛО — ЭТО НАША ТРАДИЦИЯ

Андрей Бокотей — заметная фигура в художественных кругах не только Украины, но и за границей. Его выставки неоднократно экспонировались за пределами нашей страны...

Автор: Валентина Люля
Андрей Бокотей

Андрей Бокотей — заметная фигура в художественных кругах не только Украины, но и за границей. Его выставки неоднократно экспонировались за пределами нашей страны. Произведения Андрея Бокотея из гутного стекла — настоящие шедевры. В этом году ректор Львовской академии искусств, заслуженный деятель искусств Украины Андрей Бокотей стал лауреатом Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.

— Господин Бокотей, какой была ваша реакция, когда вы узнали о присуждении Шевченковской премии?

— Было очень приятно, что я получил эту награду. Но я разделяю ее с художественной средой Львова, своими друзьями, Львовской академией искусств. Думаю, что премия поможет в моей дальнейшей деятельности. Это ощущается уже по тому, как относятся к человеку, ведь Шевченковская премия — наивысшая награда в Украине.

— Сколько времени вы готовились к выставке, которая недавно демонстрировалась в Киеве?

— Когда моя кандидатура была выдвинута на соискание Шевченковской премии и выяснилось, что в Киеве нужно продемонстрировать, чего я стою как художник, — всю выставку сделал за четыре месяца. Она проходила в Киеве с 12 февраля по 17 марта. Дело в том, что у стекла есть своя специфика. Для этой работы необходим большой опыт, нужно очень много думать, а само выполнение — быстрое. За короткое время нужно успеть сделать все, что придумал, пока не застыло стекло. Это может быть полчаса, час, а иногда приходится «уложиться» в три минуты.

— А когда ваши работы смогут увидеть львовяне?

— Пока еще неизвестно. Сейчас есть два предложения о проведении моей выставки в Китае и Канаде. К этим выставкам нужно готовиться.

— Раньше вы занимались керамикой. Что побудило вас начать работать со стеклом?

— Все началось с того, что в 1969—1970 гг. творческая группа, в которую входил и я, оформляла интерьер одного львовского кафе. Мы делали железную колонну, которую потом мастера-гутовики задували стеклом. Работа с этим материалом мне так понравилась и так меня увлекла, что с 1972 года я начал работать с ним профессионально. А когда в 1981 году в Ленинграде открылась групповая выставка по стеклу, в ней, кроме двух москвичей и двух ленинградцев, участвовал и я, львовянин. Для Советского Союза это было событие, потому что мы отошли от традиционных пепельниц, вазочек, больше углубились в изобразительное искусство. И постепенно, постепенно меня начали признавать в Союзе как художника по стеклу. В 1988 году Союз художников СССР направил меня на Международный симпозиум в Чехословакии. Он проходил в городе Новый Бор, известном как центр стекла, — все пять заводов стекла были задействованы во время симпозиума. Там было очень интересно. Когда я вернулся, ответственный секретарь Союза художников СССР предложил провести такой симпозиум во Львове. Таким образом, первый наш симпозиум был всесоюзным. Он проходил в 1989 году, и в нем участвовали мастера с мировыми именами: Нико Мерикали из Ирландии, Иржи Шугай из Чехословакии, Януш Егениш из Венгрии, Мариан Либовски из США.

— А как возникла идея проводить симпозиум каждые три года и именно во Львове?

— На первом симпозиуме присутствовал президент международной ассоциации историков стекла Жозе Филип. И именно он настоял на том, чтобы этот симпозиум стал традиционным и проходил у нас каждые три года. Второй симпозиум состоялся в 1992 году, когда Украина уже обрела независимость. К тому времени я был председателем Союза художников Львовской организации, что облегчало организацию этого симпозиума. Сейчас проведение Международного симпозиума гутного стекла является уже традицией. В нем участвовали лучшие специалисты по гутному стеклу из двадцати шести стран мира. Последний симпозиум, чтобы расширить его рамки, мы начинали в Киеве в октябре 2001 года в Национальном художественном музее. Результаты предыдущих симпозиумов показали в столице. Выставка пользовалась большим успехом. По условию симпозиума, проходившего во Львове, его участники свои работы, выполненные возле гутных печей, передавали в дар городу Львову. Сегодня этих прекрасных произведений более 500. В течение года во Дворце искусств проводилась акция «Музей стекла во Львове. К сожалению, сейчас экспонаты не выставляются. Они хранятся в закрытых фондах Национального музея. Так назрела потребность создания музея стекла, чтобы люди могли видеть эти произведения, эту красоту.

— Удалось ли решить вопрос о создании музея стекла во Львове?

— Этот вопрос неоднократно обсуждался с городской властью. Уже названо помещение, в котором разместится музей (бывший кинотеатр им. Шевченко). Но пока все остается без изменений. Хотя мэр Львова четко сказал, что это помещение — для музея стекла.

— Какова история гутного стекла в Украине?

— На последних двух симпозиумах, чтобы не возникали вопросы, почему вдруг во Львове проходит такой симпозиум, мы показывали археологическое стекло. Есть экспонаты еще III—IV вв. нашей эры, есть более поздние — времени Киевской Руси XI—XII вв. На территории Украины раскопано очень много гутных печей. Правда, монгольское нашествие несколько затормозило развитие этого ремесла. Но начиная с XIV ст. оно возродилось и развивалось в течение столетий, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Поэтому идея проведения Международного симпозиума гутного стекла во Львове возникла не на голом месте, это наша традиция, наша история.

— Как вам удается совмещать творческую деятельность с педагогической работой?

— Педагогический опыт у меня есть, ведь с 1996 года я был проректором по учебной работе. Но должен признать, что работать проректором — это одно, а ректором — совсем другое. Кроме учебного процесса, пришлось вникать во все хозяйственные дела. Как я справляюсь? Мне помогает коллектив академии. С начала учебного года сменились все проректоры и их заместители. Академия налаживает международные связи по обмену студентами. Конечно, как и в большинстве государственных учебных заведений, остро стоит вопрос денег. Финансируются только заработная плата, стипендия и частично коммунальные услуги, но этого мало. Поэтому приходится «выкручиваться» за счет студентов-плательщиков. Но эти средства не позволяют оплатить все потребности академии. Не хватает финансов для учебного процесса. А творчество... К работе над своими произведениями я нередко привлекаю студентов. И они с удовольствием помогают. И не потому, что я ректор. Просто работа со стеклом очень интересна и столь захватывающа, что сложно оторваться. Кроме того, я считаю, что она имеет еще и большое воспитательное значение, ведь люди создают красоту.