UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гроза над «Океаном». Вакарчук в Беларуси: «Впереди у нас — деловой перерыв»

Европейское турне украинской группы «Океан Эльзы» стартовало в Минске. Ажиотаж накануне шоу был большой...

Автор: Юрий Волошин

Европейское турне украинской группы «Океан Эльзы» стартовало в Минске. Ажиотаж накануне шоу был большой. И даже перед входом в аэропорт «Минск-1», где прямо на летном поле 1 июля должен был состояться концерт под открытым небом, собралась многотысячная толпа. Кстати, не остался в стороне и Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Беларуси Игорь Лиховой, который выкупил часть билетов и пригласил на концерт своих коллег-послов.

«Свободны! Давай «Океан»!»

«Белорусские» неожиданности начались сразу у входа. Во-первых, многотысячная толпа поклонников «Океана» вынуждена была протискиваться к месту концерта через пару металлоискателей.

Причем исключение не делали ни для кого. Поэтому послы других государств, приглашенные Игорем Лиховым, отказались от этой процедуры и ушли. Только группа работников украинского посольства во главе с послом стойко перенесла все тяготы попадания в «свой» так называемый партер. Но едва они успели осушить мокрые после дождя стулья при помощи носовых платков и прочих подручных средств, как выяснилось, что таблички перепутаны, и процедуру пришлось повторять уже в другом месте.

Сам концерт начался со значительным опозданием. А неожиданности продолжались. Выяснилось, что вместо концерта «Океана Эльзы» их поклонникам предлагают фестиваль… фирмы чипсов «Эстрелла». И в качестве «дополнительного блюда» — выступление еще двух белорусских групп: «НЕО» и «Джей Морс».

Когда Андрею Макаревичу, приезжавшему недавно в Минск с концертом, предложили в виде приложения те же две группы, он категорически заявил, что скорее отменит концерт, чем согласится на такое соседство. У г-на Вакарчука, очевидно, характер оказался помягче. И хотя со стороны зрителей (а их, по словам опытного полковника милиции, собралось около 10 тысяч) неслись возгласы: «Спасибо! Свободны! Давай «Океан!», местные музыканты отыграли на все, очевидно, выделенные для них деньги.

И вот на сцене появилась украинская группа, встреченная восторженным ревом местных фанатов.

Оказалось, что почти все зрители хорошо знают репертуар «Океана». Когда Вакарчук намеренно умолкал, песня продолжала звучать над летным полем. А во время исполнения «Відпусти» на громадном экране рядом со сценой появилось изображение тысяч людей, поющих эту песню. С каждым номером публика раскрепощалась, а голос Вакарчука, с его неповторимым тембром, доводил ее почти до безумия, так что к середине концерта танцевали уже не только «фан-зона» и поле, но даже «солидный» партер. Одним словом, первый концерт евротура удался. Публика не отпускала музыкантов почти до полуночи. Казалось бы, успех. Но лидер «Океана Эльзы» думает иначе.

«Главное — не предаваться иллюзиям»

Когда мы беседовали с фронтменом группы, над Минском бушевала гроза. Только Вакарчук был настроен оптимистично: «Поскольку почти весь наш недавний украинский тур проходил на стадионах и частенько под дождем, то это, пожалуй, дает дополнительный драйв — приятно почувствовать, что музыка сильнее плохой погоды. К тому же я уверен, что к вечеру распогодится»…

— Святослав, а почему именно Беларусь стала отправной точкой вашего европейского тура?

— Здесь как бы совпало несколько причин. Прежде всего, у нас вышел новый альбом «Міра», который в Беларуси появился буквально три-четыре дня назад. И поскольку его продвижение здесь только начинается, мы согласились на приглашение организаторов концерта, у которых это было связано с какой-то спонсорской акцией. Наши желания совпали. Но главное, повторяю, — новый альбом. Что же касается программы, то это смесь новой пластинки и песен, которые уже хорошо знакомы слушателям.

— Тем не менее сразу после Минска вы почему-то возвращаетесь в Украину — в Киев…

— Что ж, это небольшая хитрость организаторов. Дело в том, что в конце июля мы вновь отправимся в Беларусь, дадим концерты в Гродно и Бресте, а в сентябре поедем в Испанию, Грецию, Англию, затем перелет через океан — в Соединенные Штаты Америки, а октябрь и ближе к ноябрю — Россия.

— С чем связан столь плотный гастрольный график?

— После Нового года, а точнее — с 1 января, у нас запланирован перерыв, который уже почему-то прозвали творческим. Но я бы назвал его, скорее, деловым, поскольку мы откажемся только от концертов, но (скорее всего) будем работать в студии, готовить что-то новое. И главное — переосмыслять свой путь.

Дело в том, что «Океан Эльзы» образца 2001 года, с альбомом, который мы эксплуатируем в течение пяти или шести лет (в основном в стадионном звучании), нуждается в переосмыслении или же просто в изменении. Сегодня мне интересно сделать, я бы сказал, камерный проект. Причем не просто пригласить оркестр, сыграть это в залах… А сделать камерным изначально, т.е. песни, которые будут ближе к слушанию в залах и дома на пластинке, чем на стадионах и во дворцах спорта. Хочется сделать музыку такой, чтобы она взрывала все изнутри, не заставляя одновременно вскакивать с места. Иными словами, это должна быть музыка прожитых лет. Вот такая мысль в первом приближении.

— Что для вас, как для музыканта, сейчас важно в первую очередь — реакция аудитории, тиражи альбомов, созвучие текущему политическому моменту?..

— Для меня важны не столько новая публика и новое признание (это, в каком-то смысле, уже или было, или не очень хочется), сколько новые эмоции. Поскольку к тому формату, который есть сегодня, я шел долго, и мы все на нем воспитывались, ведь рок-музыка — это наша жизнь. И именно потому, что рок — отражение нашей жизни, я чувствую, что в ней происходят некие перемены, которые заставляют думать о чем-то камерном, умиротворяющем.

В последнее время слушаю не только джаз, но и классику: у меня в машине постоянно звучат Стравинский и Рахманинов, люблю Бетховена, много блюза, альбомы Дэвиса. А рок слушаю лишь из профессионального интереса. Иными словами, пережитый жизненный опыт требует и музыкального переосмысления.

Я бы сказал больше: очень часто в рок-музыке сегодня мне не хватает красок, а с другой стороны, не понимаешь — почему простую мелодию из двенадцати нот ты должен прятать за стеной звука, за слишком сильным драйвом?

Иногда хочется сделать это очень интимно. Французы своей песней дали начало прекрасному стилю, который называется «шансон», но который, к сожалению, был опошлен примитивной одноходовой блатной музыкой в постсоветской стране. Но тот шансон, родиной которого является Франция, нес в себе прекрасное сочетание простоты и наивности с глубиной чувств. Достаточно вспомнить Эдит Пиаф и Шарля Азнавура, которыми мы восхищаемся.

— Вы как-то идентифицируете белорусскую аудиторию, ощущаете ее особенность? Или же публика везде и всегда одинакова?

— Мне всегда интересно приезжать в Минск. А недавний концерт подарил нам массу положительных эмоций. При этом нужно учитывать, что я тогда заболел, у меня поднялась температура. Но когда вышел на сцену, обо всем забыл, и вспомнил о болезни, лишь когда вернулся в гостиничный номер. А все это потому, что публика здесь открыта к восприятию нашей музыки.

И вообще, хотелось бы наладить более тесную связь с этой страной, поскольку нам близки ее язык, ментальность, мелодика. Честно говоря, хочется отойти от распространенной здесь политической декларации о союзе трех славянских народов. А задуматься над тем, что у нас с Беларусью общая непростая история, в которой нам не давали развиваться более сильные соседи.

А сейчас, хотя у каждого из нас разный путь, мы можем многое друг другу дать. Главное — не предаваться иллюзиям и понимать, что добро твоей страны — это и твое добро, и даже дружба с другими странами должна быть основана на принципе: насколько хорошо это будет мне и, конечно же, не будет ли от этого хуже другому. Что же касается самого Минска… Здесь налицо «централизованность» принятия каких-то решений. Поэтому в Киеве большее количество красочных вывесок, более шумно, разнообразно и непредсказуемо. В Минске все аккуратнее и ухоженнее. Впрочем, у каждой страны свой путь развития. И Украина свой путь уже избрала.