UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гримасы жизни и новый фильм об Адольфе Гитлере

20 июля с.г. в ФРГ почтили память немцев, которые 60 лет назад совершили покушение на Гитлера. В стран...

Автор: Елена Новикова
Коринна Харвуч в роли Магды Геббельс

20 июля с.г. в ФРГ почтили память немцев, которые 60 лет назад совершили покушение на Гитлера.

В стране запрещены идеи национал-социализма, антисемитизм, не убывают очереди на выставки «Топография террора», посвященные Анне Франк, в Еврейский музей. Его уникальная архитектура застывшего ужаса от преступлений фашизма потрясает.

А нынешней осенью на выборах в парламенты двух немецких земель прошли праворадикалы (неонацистского толка), на экраны тогда же вышел «теплый» фильм об Адольфе Гитлере, который в первый же день собрал 100 тысяч зрителей, и некоторые деятели искусства выступают за номинацию его на «Оскара».

60 лет назад 20 июля 1944 года полковник Клаус фон Штауффенберг взорвал бомбу в ставке фюрера, но Гитлер уцелел. Смерть фюрера должна была стать началом государственного переворота, к нему шли еще с 1941 года, когда военная элита Германии начала прозревать. Среди 10 тысяч заговорщиков были священнослужители, юристы, дипломаты, представители древних родов Германии. Когда-то и они поддались «обаянию» нацистов, которые дали новые рабочие места, подняли национальный дух, строили дороги, ввели пособие на воспитание детей (kindergeld), устраивали поездки рабочих на море...

И хотя против Гитлера выступали антифашисты — рабочие и левые интеллектуалы, движение 20 июля заняло особое место в истории немецкого народа, ибо мечты его участников о будущей Германии стали прообразом Германии настоящего. Они видели страну миролюбивым государством, которое поможет залечить раны жертвам ее агрессии, станет полноправным членом объединения европейских стран.

Сейчас страна в экономическом кризисе, насчитывается около 5 млн. безработных. Правительство решило, что много средств уходит на пособия безработным и другим категориям людей, и многие, имея приличную помощь, предпочитают не работать, а сидеть на шее у государства. Страну сотрясают недовольство и демонстрации в связи с реформами в 2005 году. Со следующего года правительство вводит единое пособие на уровне социального. Кроме того, безработные должны указать в разосланных анкетах как на духу, что они имеют вообще и что отложено на «черный» день. Если они не найдут работу, им предложено истратить запасы (пособие на детей, говорят, тоже ликвидируют), а потом уже жить на пособие. Люди в панике ликвидируют страховки, прочее и припрятывают свои заначки. Некоторые уже сейчас бушуют в социальных ведомствах, даже зафиксирован случай, когда чиновникам угрожали взрывом мины. Возродилась традиция «понедельничных» демонстраций против правительства (когда-то, требуя объединения Германии и свободы, в Лейпциге по понедельникам регулярно выходили на демонстрации). Народ разочарован действиями правительства, тем, как оно принимает решения без учета его интересов, считает глава института социологических исследований Forsa Манфред Гюльмер. Обида, неуверенность в завтрашнем дне как когда-то уводит часть людей из стана правящих партий в объятия праворадикалов, неонацистов, что позволило им пройти в парламент ряда земель. Они вновь предлагают фишку приоритетов немецкого, неприязни к иностранцам, антисемитизма и вины «козлов отпущения». Оживают тени зловещего прошлого...

А в это время на экраны выходит 2,5-часовой фильм о Гитлере «Крах» реж. О.Хиршбигель по сценарию Бердта Айхингера, роман которого о фюрере стал бестселлером. Зрители жадно смотрят на «живых» Гитлера, Геббельса, «личного архитектора» фюрера Шпеера, врача рейхканцелярии. Интервью с личной секретаршей Адольфа Траудль Юнге придает картине документальный характер. Фильм повествует о последних днях жизни Гитлера. Это не первая лента о нем. Но традиционно прежние представляли собой схему, символ, карикатуру, а не живого человека. В «Крахе» перед зрителями Гитлер, которому осталось жить 12 дней. Это обыкновенный, живой, страдающий человек. Зрителю не показывают кадры с факельными шествиями, кострами из книг, погромами и концлагерями. Бытовые сцены изображают его за трапезой, вот он гладит любимую собаку, целует Еву Браун, его губы дрожат, когда он узнает, что гибель неотвратима. Глядя на такого страдающего человека, зритель, подверженный модному психоанализу, может невольно подумать, не было ли чего-то такого тяжелого в детстве Адольфа, не бил ли, не унижал ли кто его, отчего он потом так мстил за кошмары детства? Бедный, бедный Гитлер, возможно, думают иные, сопереживая в последние 12 дней его жизни. Тем более что он окружен верными ему и идее людьми, мучениками и стоиками. Вот Магда Геббельс отравляет своих шестерых детей. Она не хочет, чтобы они жили в мире без «национал-социализма»... «Крах» не дает комментариев, но такой показ Гитлера и его соратников делает фильм неплохим пропагандистским материалом, которому не нарадуется новое поколение неонацистов. Эта картина, эта победа праворадикалов, пусть не везде, но все же в двух землях, — пощечина всем, кто боролся с фашизмом.

Новая лента о Гитлере вновь подтвердила неразрывную связь «киноглаза» с тенденциями жизни. Предложение номинировать фильм на «Оскара» вызывает протест многих деятелей культуры ФРГ.