UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРИГОРИЙ ТЫЧИНА: «УКРАИНСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ НУЖНА ШКОЛА ПРОИЗВОДСТВА НОВОСТЕЙ»

В студии «ТV Табачук» спасал от жары ненавязчивый кондиционер, а митингующие попугаи пародировали различных политических деятелей, самозабвенно выясняя отношения на непонятном никому языке...

Автор: Ирина Карпинос

В студии «ТV Табачук» спасал от жары ненавязчивый кондиционер, а митингующие попугаи пародировали различных политических деятелей, самозабвенно выясняя отношения на непонятном никому языке. Под столь темпераментное сопровождение саркастически настроенных птиц беседа с главным редактором телестудии Григорием Тычиной протекала в дружественной спокойной обстановке. Редкой пулеметной очередью вмешивался в разговор телефон, но на него не обращали внимания ни люди, ни птицы. Речь шла, разумеется, о телевидении, его актуальности, художественности, информационной объективности и проблеме выживания в наше деромантизированное время.

— Почему ваша студия называется «ТV Табачук»?

— Это нужно спрашивать у нашего президента Вадима Табачука, который работал на Гостелевидении до 86-го, а потом активно начал заниматься коммерцией, сумел заработать приличные деньги и вложил их практически процентов на 90 в создание этой студии, назвав ее «ТV Табачук».

— Вы занимаетесь только информационными программами?

— Кроме информационных программ СИТ-3, СИТ-30 и СИТ-АНТ существует еще несколько циклов передач, которые производит наша студия. Самый крупный нынешний проект — трансляция спектаклей Национальной оперы. Уже сейчас раз в месяц их показывают по телеканалу ТЕТ. Эта продукция предназначена для западного зрителя. Мы представляем жемчужины Национальной оперы, идем на некоммерческий показ по каналу ТЕТ, чтобы продемонстрировать возможности нашей студии, записано уже 10 спектаклей. В прошлом году было сделано также несколько передач с ведущим Михаилом Рыбаком. Это были интервью с Киркоровым, Розенбаумом, Кичигиным и Джигарханяном. А сейчас мы записываем еще шесть передач, цикл бесед с людьми, которые достигли определенных высот в жизни. В ближайшее время эти передачи выйдут на телеканале ТЕТ.

— Какой деятельностью занимаются выбранные вами герои передач?

— У нас нет никаких ограничений в выборе. Записаны передачи с известными политиками, с экс-президентом, с людьми из мира моды, с киевской поэтессой. Недавно прошла первая проба передачи «Досье досуга» на канале
УТ-2. В этой передаче мы попытались сделать обзор неполитических событий, произошедших за неделю в Украине и в мире. «Досье досуга» будет выходить по воскресеньям на УТ-2, по 15 минут. Учитывая, что вскоре канал УТ-2 будет реорганизован, мы ведем несколько направлений, по которым сможем работать. Это и обзор культурных событий, и СИТ-3, я надеюсь, останется и пойдет в более удобное для зрителей время. Кроме того, есть план запустить цикл передач «Телебульвар», что-то типа светской хроники, разные сплетни и слухи.

— В зависимости от телеканала вы выбираете язык вещания?

— Да, на ТЕТе мы работаем на русском языке. Зона распространения этого телеканала — Киевская, Житомирская и Черниговская области, где значительная часть населения говорит по-русски и считает русский своим родным языком. Передача СИТ-АНТ (служба информации телеканала ассоциации негосударственного телевидения) идет на Левобережную Украину и транслируется по каналу ТОНИС в Киеве тоже, естественно, на русском языке. А то, что идет на общенациональном канале, — на украинском.

— Если вы сейчас расширяете сферу деятельности, то, наверное, нуждаетесь в журналистах?

— Эта проблема существует всегда. Очень сложный вопрос с кадрами на телевидении, где постоянно идет процесс обучения. Люди, которые хотят работать на ТV, должны постоянно совершенствоваться. Каких-то высот можно достигнуть, но совершенства — никогда. Многие прошли через эту студию, и она послужила для них трамплином в дальнейшей карьере. Кто-то стал известным телеведущим на Государственном телевидении, кто-то работает в негосударственных структурах, как журналисты, так и операторы. Нам в принципе даже легче брать людей со стороны, которые не прошли еще, особенно на Гостелевидении, школу ненормального телевидения. Вы понимаете, о чем я говорю?

— Конечно. Вам нужны журналисты, у которых мышление не заштамповано.

— Возьмем опыт НТВ. Они скупили сливки российского телевидения: Миткова, Киселев, Дмитриева и так далее. Лучшие журналисты, монтажеры, звуковики — получилась тонкая прослойка рафинированных сливок. И вместе с тем, они набрали много молодежи, выпускников институтов, которые не успели испортиться на другом телевидении, и они их учат всему.

— А по какому основному критерию вы отбираете журналистов?

— Могут они работать или не могут. Мы назначаем испытательный срок — большинство уходит, 95 процентов.

— Может быть, уходят потому, что мало платят?

— Здесь людям не платят, здесь люди зарабатывают. Если ты можешь заработать, значит, ты здесь остаешься. У нас нет такого, чтобы человек приходил в девять утра и уходил в шесть вечера, и ему за это платили. Если он не работает, то ничего не получает.

— Значит, у вас только гонорарная система оплаты?

— Есть ставки и есть гонорары, причем львиная доля идет за счет гонораров. Если сотрудник снимает хорошие сюжеты, делает толковый комментарий к ним, выбивает серьезные интервью, создает интересный материал, то он и зарабатывает хорошо.

— Расскажите подробнее об информационных программах.

— Пока у нас 90% объема работ составляют программы новостей. С новостями мы работаем очень серьезно. Тот объем информации, который мы обрабатываем и выдаем в эфир, уже приближается к какому-то уровню. Мы являемся подписчиками многих ведущих украинских информационных агентств, мирового телевизионного агентства, имеем корреспондентскую сеть в регионах Украины, тесно работаем с Россией. За последние три месяца не было таких событий в Украине или ближнем зарубежье, которые были бы обойдены нашим вниманием. Ведь смысл информационных программ — дать информацию, опередив других. Это текущая информация, которая на 80% забывается, а 20% идет в недельный обзор. Наша задача как информационной службы — опередить УТН, «Вiкна», Новости УНИАР. Скажем, если событие произошло сегодня в России, вечером его должны увидеть зрители СИТ-30. То же самое касается и событий в мире. Если к нам поступает информация даже после выхода в эфир, в 20 часов 35 минут, то к концу программы мы успеваем перевести этот материал с английского и выдать его свежим. Кстати, через пять минут после землетрясения в Нефтегорске был обнаружен мальчик. Мы получили эту информацию — и зрители нашей программы ее увидели. Информацию о начале террористической акции в Буденновске мы получили после выхода в эфир в 21 час «с копейками» и сделали сразу экспресс-выпуск на ТЕТе. Мы работаем в прямом эфире на русском языке на раскрученном канале ТЕТ, и смысл нашей работы сводится к тому, чтобы зрители канала узнавали, что происходит в Украине, России и в мире раньше, чем зрители остальных каналов. Я сейчас усиливаю требования к журналистской работе, к обработке информации, чтобы мы постепенно отходили от голой констатации фактов и начинали комментировать. Для этого сюда в студию нужно приглашать специалистов по той или иной теме. Нам нужны прямые включения из регионов, забытых в свое время украинским телевидением. Нам важно переехать отсюда, потому что здесь всего 70 квадратных метров — это бывшая коммунальная квартира. Студия не задумывалась изначально как информационная структура. Жизнь так повернулась, что мы стали заниматься новостями.

— А какой задумывалась ваша студия?

— Она была создана весной 92-го года, а осенью уже вышла в эфир первая негосударственная программа новостей в Украине СИТ-3. Крестным отцом этой программы является Зиновий Владимирович Кулик, который уговорил Табачука делать новости. Потом появились СИТ-30 и СИТ-АНТ.

— Так основную роль все-таки играют информационные программы? Все остальное является как бы приложением к ним?

— Сейчас на телевидении очень сложная ситуация. Новости — процесс трудоемкий, связанный с колоссальными расходами на выезд съемочных групп, на оплату информации, на электроэнергию, связь, милицейскую охрану и т.д. В результате получается объем продукции относительно небольшой — два часа в день. И вместе с тем, это — не ворованный фильм, который покупается на рынке за 50 долларов, а коллективный труд огромного количества людей и здесь, и за пределами Киева и Украины. Расходы на производство новостей неизмеримо более высоки, чем на показ фильма или клипов, потому что это ворованные фильмы и клипы. Так что выжить только за счет новостей трудно, поэтому нужно заниматься вещанием, работать на канале.

— А каким телевидением лично вы занимались бы для души?

— Пока информацией. В Украине нет школы производства телевизионных новостей. В Советском Союзе было информационное агентство ТАСС и программа «Время», которые обладали монополией на вынос информации жителям Советского Союза. Независимые информационные структуры появились буквально два года назад. Литературы нет никакой, опыта тоже нет. Мы все поднимали с нуля и делали колоссальное количество ошибок, и сейчас их продолжаем делать. Но коль мы за это взялись, нужно все довести до ума.

— Ведущие новостей сами добывают информацию?

— Большинство ведущих в те дни, когда они не выходят в эфир, работают как журналисты, ездят на события, делают репортажи. Текстовую информацию мы получаем от агентств. Комментатор дня обрабатывает ее таким образом, чтобы она воспринималась нормально в устном изложении. У нас выходит часть собственной информации, но мы пока не можем себе позволить, чтобы у нас была собственная корреспонденция. Той информации, что приходит к нам на студию в течение дня, более чем достаточно. Только процентов 50 идет в эфир из того, что мы могли бы показать. Мы — единственная из негосударственных структур выходим в прямом эфире на каналах ТЕТ и АНТ, на УТ-2 нам просто не дают прямого эфира. Почему-то Национальная телекомпания не заинтересована, чтобы ее новости шли в прямом эфире. К тому же, очень большая проблема с ведущими. Людей надо воспитывать, готовых телеведущих не бывает. Назовите в Украине хороших ведущих! Где вы их видели?

— Умных, интеллигентных, обаятельных, профессиональных, талантливых — не видела, за редким исключением. Но вы же объявили конкурс телеведущих. Нашли кого-нибудь?

— Из двухсот человек отобрали одну женщину, и это очень много. Большинство людей думают, что они придут сюда, почитают текст и завтра будут вести информационную программу только потому, что они обладают приятной внешностью. Но если это человек, который с телевидением раньше дела не имел, даже если он журналист, работающий в прессе, то в кадр его сразу посадить нельзя. Он должен понять, что такое телевизионная информационная структура. Он должен крутиться здесь каждый день и делать репортажи.

— Поэтому вы отобрали профессионалку?

— Да, которая знает, что такое ехать со съемки и на ходу в машине писать текст, потом влететь в аппаратную и поставить немонтированную кассету, чтобы диктор тут же читал то, что коряво написано в машине и из-за нехватки времени еще не распечатано. Надо помнить, что это телевидение.

—По-моему, ваша новая ведущая раньше работала в УНИАРе?

— Да. Еще шесть человек мы стали стажировать в качесте корреспондентов, в итоге остался один. Такова наша работа. Так что теперь ваша газета будет иметь объективное представление о студии «ТV Табачук». Приходите к нам еще.