UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРЕШНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДВОИХ

Украинский зритель привык к сериалам, где богатые, которым, оказывается, ничто человеческое не чуждо, плачут, и не просто плачут, а проливают реки слез...

Автор: Лилия Брудницкая

Украинский зритель привык к сериалам, где богатые, которым, оказывается, ничто человеческое не чуждо, плачут, и не просто плачут, а проливают реки слез. И страдают от любви в роскошных виллах. Любовь в таких произведениях зачастую выступает лишь как двигатель сюжета. Возникает она легко и просто: пришел, увидел, полюбил. Поэтому украинский кинорежиссер Олег Бийма рисковал, когда решился снимать серьезное кино о любви в форме сериала. Но риск - дело благородное.

Еще до выхода на экраны фильм окрестили «украинским «Декамероном». Но Бийма позаимствовал лишь композицию - довольно редкий в кино прием обрамления. Этим сходство с произведением Боккаччо исчерпывается. Итальянский писатель бросил вызов ханжеству и лицемерию, царившему в средневековом обществе. Украинский кинорежиссер попытался понять, что есть любовь - источник счастья или проклятие человечества? Помогли ему своими произведениями классики украинской литературы.

Любовь… Постигнуть ее тайну пытались во все времена. Если это наивысшее наслаждение, то почему влюбленные обычно кончают трагически? Может, потому, что в человеке непостижимым образом переплетается доброе и злое, потому, что каждый любит по-своему.

Любовь порождает много вопросов, но никогда не дает ответов. Олег Бийма показывает зрителю разные истории любви: от трагедии до комедии. Но в каждом фильме он не столько пытается преподать сюжет, сколько размышляет, какими становятся люди, заболевшие ею, как влияет любовь на их дальнейшую судьбу. Первый же фильм сериала вводит зрителя в своеобразную атмосферу любви, где все изменчиво, нереально и зыбко. Студент-филолог приезжает на остров, чтобы провести здесь последние дни перед уходом в армию (начиналась первая мировая война) на природе. Осень. Заброшенный дом. Неуютно и на улице, и на душе у студента. Он интересуется: почему этот клочок земли назван так странно? Вроде бы дальше должна последовать легенда об острове, рассказанная старым крестьянином, сопровождающим юношу. Но ее предваряет маленький диалог, который, на мой взгляд, является ключевой деталью первой серии. Студент спрашивает: «Говорят, вы пять раз были женаты и пятерых жен уморили». Старик отнекивается, потом признается, что одну сильно любил, другая его любила, третью убил и т. д. В какой-то мере он изложил весь спектр отношений между любящими людьми. И вдруг оказывается, что это неправда. Но серьезность, с которой старик произнес фразу о пяти женах на фоне несколько шутливого разговора, наталкивает на мысль о том, что реальность не так уж и незыблема. На острове Любви каждый далеко не тот, кем кажется. Невозможно определить, когда герои говорят правду. Далее следует рассказ об истории острова. Ирреальное направление прорывается сквозь хрупкую реальность. Олег Бийма виртуозно переводит действие фильма из одной реальности в другую без ущерба для восприятия, оно словно переливается из начала XX века в прошлое. Пока старик рассказывает, студент идет в глубь дома и… видит ухоженную комнату, слышит голоса. На экране разворачивается новая история. И никакого временного порога!

Все это напоминает сон. Да, именно сон о любви. Во сне уже в первой серии любовь раскалывается на несколько своих проявлений: любовь-собственничество, любовь безответная, любовь всепоглощающая, любовь-привычка, любовь-признательность, любовь-ненависть. От владетельного пана ушла жена. Чтобы дочь не познала горечи любви, отец на лето увозит ее на остров, где она живет в окружении няни и книг. Но случай привел на остров мужчину. От любви не спрячешься, она так же неумолима, как смерть. Герои гибнут.

Способом изложения все фильмы сериала напоминают сны. В каждом сне свои символы и ключ к их расшифровке, люди изменчивы, как миражи, реальное переплетается с нереальным, с мечтами и ужасами, время ведет себя странно. Весь этот арсенал использует режиссер. Такой необычный подход дает возможность для свободного полета мысли, для размышлений. Вторая серия так и называется - «Сон». Олег Бийма смело экспериментирует со временем, оно превращается чуть ли не в одного из главных героев. Время застывает в критические моменты и ускоряет бег перед ними. Это позволяет не отвлекаться на мелочи, обратить внимание зрителя на важные события или детали, подчеркнуть их. Особенно это заметно во «Сне». Реальность расщепляется уже не на две, а на несколько ирреальностей. Сюжет внешне прост: любовь и ревность на фоне экзотики украинского села. Признаюсь, мне порядком поднадоели традиционные страдания «козаченьків» и «дівчиноньок». Украинскому кинематографу свойственны серьезность и глубинная, философская разработка темы. За увлечение национальной формой кинематографисты поплатились. Фильмы этой тематики приобрели некий лубочный характер. Олег Бийма сумел разорвать порочный круг. Наталка -далеко не традиционная крестьяночка. Эта девушка умеет любить, но знает себе цену. Схватка между любовью-собственничеством мужа, который ревновал ее буквально ко всему, и гордостью, свободолюбием Наталки завершилась смертью героев. Режиссер умело сгущает краски с помощью нанизывания мелочей: девушка в первую ночь замужества слышит от любимого: «Ты - моя и только моя». Звучат и угрозы. Дальше - гипертрофированная ревность мужа, переезд в старый дом в пуще, страшная история сестры мужа. Так что зрители просто предчувствуют трагический конец.

Наиболее гармонично романтика и мистицизм переплелись в «Природе». Здесь есть все: роскошные пейзажи, сказочно бурный роман и… вполне прозаическая концовка. Собственно, ее и вовсе нет. Почему? Возможно, здесь не было и следа любви. Соломия, как Скарлетт, выдумала идеал (даже нарисовала его), нашла и разочаровалась. Она хочет чистоты в чувствах, но вместо этого увлекается «естественностью» (если не сказать первобытностью). Кроме того, героиня брала, ничего не давая взамен. Потому так легко расставалась с любовниками.

Третья серия не поставила точки в погоне героини за призраками. А любовь открывает по воле создателя фильма все новые свои лица, потому что у этой богини их очень много - столько, сколько влюбленных. Гуцульский красавец Федось - любимец женщин всего села. И он всех одаривает любовью. Но любовь-компромисс уже отдает фальшью. Только одна героиня продемонстрировала истинные чувства - пусть через убийство. Истинная любовь оттесняется на задворки. Виновато ли в том время или люди стали хуже, а только от любви отказываются ради комфорта, ее продают за пятьдесят рублей, любят украдкой, по дороге к будущему мужу. Выходят замуж и женятся на чинах, деньгах и общественном положении, а в любви отказывают только потому, что нет богатства. Чистейшая любовь к «ночной бабочке» не в силах победить всю грязь, налипшую на нее. Но реальность все равно не однопланова, присоединяются сны и мечты. Особенно помогает более глубокому восприятию фильма великолепная музыка. Композитору П.Гронскому удалось невозможное - отобразить в нескольких музыкальных темах все богатство оттенков чувства. Необычайно красивым и мелодичным был украинский язык героев, он по-новому заиграл, превратился в важнейший компонент картины.

Я уже говорила о своеобразной символике фильма. Рыцари любви и барышня в гробу проходят через весь сериал. Как расшифровать их? Для меня как зрителя они не просто цемент между сериями. Рыцари любви рассказывают истории, но плюс к этому честно пытаются разобраться и в себе, и в том, что же такое любовь для них. Они гибнут в конце девятой серии. Рыцари любви - это старые формы любви. И они уходят из жизни вместе со своими сомнениями, страхами. На смену такому многоликому чувству приходит «Блуд». Здесь нет любви в традиционном понимании этого слова. Здесь - похоть, животные инстинкты. Олег Бийма необычайно красиво (особенно на фоне заграничной продукции) показывает эротические сцены, они у него не вызывают традиционной тошноты и брезгливости, напротив, таят что-то возвышенное, неземное. В «Блуде» такие моменты нарочито часто мелькают на экране. Апофеоз - это массовый стриптиз на острове Любви (да-да, том самом). И все это с пошлыми намеками. В этом мире любви все фальшивят: и доведенная до отчаяния равнодушием мужа женщина, придумавшая себе насильника, и безутешная молодая вдова богатея, быстро нашедшая утешение в деньгах и любовнике, и другие герои. Великое чувство мельчает, а значит, и рыцарей у него быть не может. На этом безрадостном фоне выделяются двое, чьи отношения хоть немного похожи на благородные чувства. Конец серии довольно мрачен - корабль с персонажами серии плывет по реке, кто-то замечает поднимающуюся со дня мину. Так что же - Бийма безжалостно отказывает нашему веку в любви? Нет! Напротив, он утверждает, что любовь всегда будет, пока есть люди на Земле. Она меняется до неузнаваемости, она мутирует до откровенного уродства, наконец, она просто приспосабливается к меняющемуся миру настолько, что часто неотличима от похоти. И все-таки она жива.

Вспоминаете барышню в гробу? Да, ту самую, возле которой рыцари любви рассказывали свои истории. Мы же помним, все десять серий - сны о любви, а значит, полны символов. Для меня эта барышня - символ чистого (не зря в белом платье невесты) и великого чувства. Она в гробу, значит, умерла. Но крышка гроба не опустилась над прекрасным трупом. Может, рыцари не подпускают смерть? Не знаю. Но барышня в гробу еще не похоронена. Олег Бийма не убивает любовь, пусть ее остался лишь островок в море равнодушия и лицемерия.

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», - Мефистофель так говорил о себе. Никому не принесла счастья любовь, никому из героев десяти фильмов. С полным правом ее можно назвать злой силой. И все-таки она совершает благо, вспыхивает странным огнем, освещая самые потаенные уголки человеческой души. Может быть, Мефистофель так говорил именно о любви.

Таким я увидела сериал о любви Олега Биймы. Он не просто завораживает, скрадывая мелкие недочеты, он оставляет ощущение почти разгаданной тайны. Символы сновидений не могут истолковываться однозначно, потому тайна все же остается. И если я снова увижу в программе передач эти два слова, обязательно посмотрю фильм снова…