или Нашествие митьков на Подол
Недавнее явление Б.Гребенщикова киевскому народу было почти тихим и смирным, не в пример прошлогоднему, когда фаны разносили ДК «Украина». Впрочем, двух-трех бабулек, поставленных на входе в Центр искусств «Славутич», толпа, конечно, смела, ибо при виде такой хилой преграды в ней, толпе, закипает удаль.
Художественная выставка, которую проводил Международный компьютерный клуб Украины и продюсер Наталья Анисимова, называлась так: «БГ и ТХМР - близнецы-разбойники». То, что Борис Гребенщиков и Виктор Тихомиров в живописи где-то в чем-то близнецы, мог убедиться всякий, кто пришел на выставку. А вот с «разбойниками» не сложилось. Вполне смирные, без надрыва и революций, картины. Почти пастораль. Разве что БГ немного похулиганил, выставив серию работ с характерными названиями «Вожди мирового пролетариата пьют чай» (Маркс, Ленин и Сталин за столом в духе Пиросмани) или «Вожди мирового пролетариата находят в дебрях заброшенной цивилизации оригинал статуи «Девушка с веслом».
Однако публика, собравшаяся на открытие выставки, на картины особо не глазела, она явилась общаться со своим кумиром - БГ. Намеченная пресс-конференция для журналистов была практически сорвана, тусовочная братия перехватила инициативу, и после ряда изысканно-дурацких вопросов (например, об отношении Гребенщикова к сексу) вообще перешла в наступление. Впрочем, ему повезло больше, чем Орфею, разорванному влюбленными менадами. Он отделался раздачей автографов.
Другая часть тусовки, не сумевшая пробиться «к телу», ворвалась на второй этаж галереи и в мгновение ока опустошила приготовленные к торжественному фуршету столы, так что Гребенщиков и Тихомиров могли «причаститься» только из горла чудом спасенной бутылки. Воодушевленная столь легкими победами и спиртным публика во время демонстрации фильма В.Тихомирова «Трава и вода» вела себя, скажем, кое-как, благо, кинопленка рвалась - в лучших традициях жанра.
Конечно, больше всего интересовал публику акустический концерт Гребенщикова. И это ожидание он полностью оправдал. Уединение в недавно купленном домике под Питером дало новый толчок его стихам и песням, и Гребенщиков, еще недавно настроенный весьма мизантропически: «Рок умер, а мы еще живы...» - сочинял этим летом по несколько песен в день. В Киеве состоялся ряд премьер песен самого разного плана - от рока до почти частушек, и многие из них были приняты на «ура».
На следующий день БГ укатил, оставив Виктора Тихомирова и совместную выставку картин в «митьковском» стиле.
Вы не знаете, кто такие «митьки»? Обобщенный портрет прост: большие бородатые мужики с кистями в руках. Воображение дорисовывает треухи и зипуны. Группа питерских художников, образовавшаяся в 1984 году, свой лапидарно-сказочный живописный стиль перенесла и в жизнь, сотворив мифологему под названием «митьки».
Митьки - это утонченный культ опрощения. Это явление можно определить как «хиппи на русский выворот». Владимир Шинкарев, предсказавший и описавший это движение и его выразителя Дмитрия Шагина, попал в цель: именно такой герой требовался тогда, на сломе эпох. Митьки были «художниками поведения», сами себе создавали карнавал, причем воскрешали милую русскому сердцу традицию пира во время чумы. Пира, в котором непременными атрибутами становилась особая лексика, не всегда «нормативная», умышленно убогий быт, игра в идиотизм и эстетика пьянки. Многие из последователей митьков, впрочем, принимали эту игру за чистую монету...
Киевляне впервые могли увидеть творчество одного из основных митьков, В.Тихомирова, и картины Гребенщикова, в своей живописи примыкающего к митькам.
- Виктор, как бы вы сами попытались определить то главное, что есть в митьковстве?
- Митьки опираются на вечные ценности, самые банальные и гуманные: любовь, добро, природа, связь с отеческими корнями. Такая неспешная, спокойная позиция. Она позволяет не дергаться, что бы ни происходило. Поэтому на нас не повлияла вся эта ломка общества, у нас не настал творческий кризис, как у многих, завязанных на политике. Но если раньше мы только картины выставляли, то потом появилась наша митьковская литература, она была издана гигантскими тиражами, появилось митьковское кино - вначале сценарии, а со временем удалось снять и картины. Наш совместный мультфильм «Митькимайер, или Митьки никого не хотят победить» был на многих кинофестивалях, в том числе и в Киеве, во внеконкурсном показе на фестивале «Молодость». Зал был набит битком, разве что на люстрах не висели.
Оля Флоренская, одна из наших художниц, сделала свой мультфильм, такой пластилиново-механический, ни на что не похожий, он называется «Чудо из чудес». На прошлогоднем киевском фестивале он получил первый приз за анимацию. Во всех случаях музыку к нашим фильмам писал Борис Гребенщиков.
- Как вы считаете, митьки - это чисто питерское явление?
- Видимо, да, тут причинами можно назвать климат, эмоциональные особенности жителей, белые ночи, плоский ландшафт. В других городах получаются другие сообщества, а у нас - митьки. Вот у вас на Андреевском спуске, может, произрастет что-нибудь совсем иное.
- А как воспринимают митьков в других городах?
- В Москве - всегда как-то экзальтированно. Пять лет назад там у нас была большая выставка, целый фестиваль, во Дворце молодежи. Огромное количество народу было, конная милиция, цены на билеты поднимали шесть раз! А этой осенью нам всем предстоит еще поездка в Италию, на остров Сардиния, там будет месячник митьковского искусства: живопись, литература, кино, музыка...
- Виктор, а Гребенщиков давно занимается живописью?
- Мы знакомы лет двадцать, и он все время что-то рисовал. Редко, правда. Я считаю, что это и хорошо. Он занимается живописью, но не для того, чтобы укрепить свои позиции как звезды, а по самому такому естественному желанию, по изобразительной тяге. Поэтому его картины искренни, не претенциозны. Он иногда так и говорит: «Витек, вот опять потянуло, нет у тебя лишнего холстика, пописать?»
- А как вы сами оцениваете его живописную манеру?
- Ну, она такая наивная... У меня позиция вообще такая: художник - это человек, который не стесняется, не боится и не ленится изображать. Это человек, который пишет вот так: для себя. И слава Богу.