UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРАНИ ФЕСТИВАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОСТИ

В этом году фестиваль «Владимир Крайнев приглашает...» попал в настоящий цейтнот. Во-первых, он открывался как раз тогда, когда в Киеве проходило еще четыре фестиваля...

Автор: Екатерина Щеткина

В этом году фестиваль «Владимир Крайнев приглашает...» попал в настоящий цейтнот. Во-первых, он открывался как раз тогда, когда в Киеве проходило еще четыре фестиваля. Во-вторых, как это ни тривиально, с финансированием «не сложилось». В-третьих, в этом году фестиваль уже можно было назвать «традиционным», поскольку он уже третий, а рекламной раскрутки было как никогда мало. В результате интерес, «пригашенный» традиционностью, не был «подогрет» пламенными призывами и первые дни фестиваль не пользовался той популярностью у публики, к которой уже успел привыкнуть за последние два года.

Также с финансовыми проблемами связывают то, что цены на билеты оказались непомерно высоки. Дирекция филармонии не пожелала уступить в этом вопросе, что, разумеется, сильно ударило по наполняемости зала. На одной из интереснейших акций фестиваля - исполнении «всего Шопена» - в первые два дня зал оказался полупустым. То, что задумывалось как большой праздник шопеновской музыки в Год Шопена, обернулось маленьким междусобойчиком.

Первым и самым, пожалуй, горьким предположением было то, что падает интерес к самому фестивалю. «Традиционность» - то, к чему так сильно стремятся организаторы любого фестиваля, - ко многому обязывает. И прежде всего к поддержанию интереса у «своей» публики. Учитывая, что основной состав исполнителей на этом фестивале меняется не особо - это в основном победители и лауреаты конкурса Владимира Крайнева, - нет ничего удивительного в некотором падении интереса. Публика уже неплохо этих детей знает и поэтому пропустить один-два концерта особой потерей для себя не считает. Все-таки мы пребываем во времена культа исполнителя - не так важно, что именно исполняется в концерте, важно, кто исполняет. Третий фестиваль Крайнева показал это как нельзя ярко: интересная и несложная для слушателя любого возраста и уровня подготовки программа первых двух дней не вызвала ожидаемого ажиотажа.

Конечно, все это можно было бы списать исключительно на счет высоких цен на билеты. Но, видимо, этого объяснения мало. Переход фестиваля в статус «традиционного» требует, скорее всего, поиска каких-то новых форм работы и привлечения зрителя, дабы не стать столь же традиционным, как академконцерт в музыкальной школе.

Конечно, фестивалю «Владимир Крайнев приглашает...» это не грозит в полной мере, поскольку здесь мы слышим в первую очередь то лучшее, что есть у нас в области фортепианного исполнительства среди юных. И уже даже само то, что это дети, и то, что эти дети так хорошо играют, должно обеспечивать интерес публики на много лет вперед. Однако, как показывает практика, высокий уровень исполнительства и реальная возможность умилиться - это не все условия успешного проведения фестиваля, вышедшего на уровень «традиционного».

А ведь и правда все было очень традиционно. То есть традиционно хорошо в первую очередь. Необычайно высокий уровень исполнительского мастерства, украсивший бы любой «взрослый» фестиваль. Замечательные программы, гости-звезды. Что касается программ, В.Крайнев «продвигает» концепцию юбилейных дат. Так, в этом году мы услышали «всего Шопена» - 150 лет со дня смерти, Ф.Мендельсона - 190 дет со дня рождения, Ф.Пуленка - 100 лет со дня рождения. Особенно приятной оказалась как раз встреча с Пуленком, поскольку для Киева исполнение музыки этого композитора - нечто из ряда вон выходящее. Со сцены филармонии прозвучали Концерт ре-минор для двух фортепиано с оркестром в исполнении Кун Воо Пека и Владимира Крайнева и Соната для кларнета и фортепиано в исполнении Александра Беденко и Марии Ким.

Также к приятным сторонам «традиционности» фестиваля следует отнести участие неординарных гостей. В этом году этими «изюминками» стали Алла Демидова и Кун Воо Пек. Программа Аллы Демидовой к 110-летию Анны Ахматовой - тоже в продолжение определенной традиции фестиваля. Если вы помните, на первом фестивале программу из поэзии Пастернака и музыки Шопена представлял Сергей Юрский, на втором фестивале у нас была несколько неожиданная встреча с Михаилом Жванецким. «Вначале был звук, потом он продолжился словом, - говорит В.Крайнев. - Я хочу, чтобы то же самое происходило на нашем фестивале».

С большим интересом ждали выступления южнокорейского пианиста Кун Воо Пека. Во-первых, потому, что его нам «обещали» еще в прошлом году, во-вторых, потому, что восточные исполнители западной академической музыки для нас по-прежнему экзотика, а вопрос, может ли он «прочувствовать» европейскую музыку вполне, - достаточно актуален. И первое отделение концерта действительно оставило ощущение некоего присутствия конфуцианского духа, настолько самоотреченно-четко - до механистичности - были исполнены Сонаты № 30 и № 31 Л. ван Бетховена. Но во втором отделении в музыке романтиков уже прозвучало столько драматизма, насколько способен не каждый автохтонный представитель европейской культуры.

К сожалению, с Кун Воо Пеком - пианистом со всемирной славой - на сцене Киевской филармонии поступили просто невежливо. После исполнения Концерта Пуленка для двух фортепиано Фонд содействия развитию искусства решил вручить Владимиру Крайневу свой огромный по формату диплом. Не знаю, откуда произрастает эта гигантомания в воображении уважаемых представителей фонда, но и она в конце концов могла бы быть простительной, если бы «наградители» не забыли о том, что на сцене в этот момент находится не один, а два замечательных пианиста. И если вы так хотите вручить одному из них диплом, то преподнесите второму при этом хотя бы букет цветов, дабы не чувствовал он себя чужим на этом празднике жизни. Не надо обижать звезд - они еще могут как-нибудь пригодиться, присветить во мраке. Впрочем, эта «клякса» тоже, к сожалению, относится к разряду «традиционных» явлений нашей фестивальной жизни.

К негативным же сторонам «традиционности» относится, на мой взгляд, неизменность «художественной» части фестиваля. В фойе филармонии опять мы могли созерцать выставку работ семьи Олийников. Не хочу сказать, что работы эти «не соответствовали» или что они просто «не хороши». Но мы с вами это видели на прошлом фестивале, а однообразие вряд ли может привлечь внимание зрителя, тем более что и сами работы настолько едины по своей стилистике, что выставка в фойе «примелькалась» в первый же вечер.

В музыкальном плане традиционно посредственной опять оказалась работа филармонического оркестра. Коллектив несколько выравнивается в аккомпаниаторском плане, но далеко не во всех номерах - так, очень неплохо прозвучал у оркестра Концерт Пуленка, а, например, Третий концерт Рахманинова оказался фактически полностью смазанным. Исключительно оркестровые номера -«Фингалова пещера» и 4-я симфония Ф.Мендельсона прозвучали очень бледно.

Итак, у фестиваля есть все, чтобы считаться абсолютно традиционным, - регулярность, время, место, формат, достоинства и недостатки. И сейчас, пожалуй, наступает наиболее интересный момент в его жизни: «выдержать марку», остаться популярным, интересным, ярким и в то же время не дать никому усомниться в том, что в следующем году мы встретимся снова. Попросту говоря, фестивалю, выдержавшему испытание новизной, хочется пожелать не менее достойно выдержать испытание традиционностью.