UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОПАК — ТАНЕЦ УСМИРЕННОГО ОГНЯ

Непосвященный слово «джура» невольно связывает с «преданьями старины глубокой». Согласно же энциклопедическому словарю, «джура» — оруженосец в казацкой старшине в XVI—XVIII вв...

Автор: Жанна Попович

Непосвященный слово «джура» невольно связывает с «преданьями старины глубокой». Согласно же энциклопедическому словарю, «джура» — оруженосец в казацкой старшине в XVI—XVIII вв.

В Тернополе вот уже три года существует подростковый клуб с аналогичным названием, в котором несколько десятков ребят под руководством учителя Юрия Нефедюка старательно изучают историю Украины, перенимают казацкие традиции, подстраивают свою жизнь под пятнадцать «3аповідей воя» и с завидным упорством постигают разработанную львовянином Владимиром Пилатом специальную систему боевого гопака.

Исторический нонсенс: украинцы занимаются всеми известными в мире видами рукопашного боя и борьбы, но еще совсем недавно воспринимали гопак как обыкновенный танец, хотя, по утверждению специалистов, его элементы по технике выполнения превосходят виды боевых искусств стран Востока, одновременно оспаривая и время появления в истории. Ведь система подготовки включает не только борьбу.

Казаки должны были владеть всеми видами холодного и огнестрельного оружия тех времен, кроме того, занимались врачеванием, особенно костоправством и травами, писали стихи и даже музыку! Вспомним кобзарей, в основном это были воины Сечи, покалеченные во время боевых действий или немощные от старости.

Воспитание и закалка молодого казака начинались в раннем возрасте. Поэтому, придя в «Джуру», подростки сначала учатся вести здоровый образ жизни и одновременно знакомятся с фольклором. Этот комплекс позволяет постепенно закалить дух ученика, готовя к физическому закаливанию, что несут в себе два последних направления — спортивный и боевой, непосредственно предусматривающие занятия борьбой.

Как утверждается в летописях, поляки осмеливались нападать на запорожцев не меньше, чем впятером, а турки-янычары — по двое-трое. Так что былинные строки о богатыре Илье Муромце «махнул левой рукой — переулком поганые попадали, махнул правой — целой просекой» теперь воспринимаются более серьезно. Как и сказка, воспевающая силу Котигорошка, может оказаться реальностью. Не зря же зарубежные короли стремились иметь свою личную охрану именно из украинцев с оселедцами.

Между прочим, отметил учитель Нефедюк, оселедец носили не как дань моде, это был своего рода атрибут принадлежности к одному из высших военных чинов. Прежде чем стать казаком, юноша должен был пройти три ученические степени: жовтяки, соколы и ястребы (в наше время уровень их подготовки соответствует III, II и І спортивным разрядам). Подростки отличались друг от друга и внешне: например, жовтяки носили шаровары из беленного грубого полотна и стрижку под большую макитру, соколы — зеленые, а ястребы — голубые шаровары, при этом и макитры становились более короткими.

Переходным чином от ученического уровня к мастеру считался джура.

Как и в восточных единоборствах, в боевом гопаке была разработана и существовала своя классификация, соответствующая степени владения боевым мастерством. Именно с пятого уровня, после трех побед в рукопашном поединке юношу считали казаком (мастер спорта). Казакам разрешалось носить небольшие оселедцы и реденькие усы. Как отметил мой собеседник, хотя сейчас в Украине около 7 тысяч парней овладели искусством боевого гопака, не все из них сумели выполнить казацкие нормативы. Еще меньше характерников. А вот звание волхва — представителя наивысшего военного разряда (мастер спорта международного класса) — пока что остается недосягаемым. Согласно немногим сохранившимся летописным источникам, эти бесстрашные воины — покорители огня носили белые атласные шаровары — как символ чистоты, твердости, непревзойденного мастерства, длинный оселедец для пущей важности закручивали за ухо. Именно вои высшего звания обращают на себя особое внимание. Например, в «Волховнике», датируемом IX в., славянский летописец отмечает, что волхвы могли голыми руками противостоять вооруженной дружине и побеждали, поражая смелостью киевских князей. Великий Пушкин напишет в «Песне о вещем Олеге»:

«Волхвы не боятся

могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен

их вещий язык

И с волей небесною дружен».

Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Хрониках», описывая походы князя Святослава, называл волхвов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью... танцев. Позднее прибывшего из Франции и случайно попавшего в Запорожскую Сечь путешественника удивил такой факт: казаки целый день тренировались под собственное пение, при этом их движения напоминали танцы, ведь они и в самом деле исполняли танец огня — боевой гопак.

В Украине на сегодняшний день развиваются четыре школы национальных единоборств, но в основу всех положен гопак: в Тернополе это борьба «крест», во Львове — сам гопак, «спас» — в Запорожье и на базе Киево-Могилянской академии культивируется «собор». Главное отличие — в скорости выполнения движений и предназначении борьбы: например, «спас» применялся разведчиками. Кроме того, по мнению специалистов, изучающих литературу периода Запорожской Сечи и сам гопак, каждое движение танца несло закодированную информацию, значение и расшифровка которой предками были утрачены.

...В Музее исторических драгоценностей Украины хранятся вылитые из золота фигурки танцующих мужчин: узкие сапоги, широкие шаровары, вышиванки, длинные усы. Чем не казаки? Вот только скульптурная группа датируется V1 в. н.э.. Может, загадочные волхвы оставили потомкам таинственное послание?