UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОЛОС СОЛОМИИ ВНОВЬ ЗВУЧАЛ НА СЦЕНЕ ЛЬВОВСКОЙ ОПЕРЫ

Третий международный конкурс оперных певцов имени Соломии Крушельницкой, проходивший во Львове на сцене оперного театра, начинался и заканчивался звучанием «золотого» сопрано великой Соломии...

Автор: Людмила Носарева

Третий международный конкурс оперных певцов имени Соломии Крушельницкой, проходивший во Львове на сцене оперного театра, начинался и заканчивался звучанием «золотого» сопрано великой Соломии. Непревзойденного и по сей день. И хотя период между вторым и третьим конкурсами растянулся на девять лет, стараниями коллектива Львовской оперы, а особенно художественного руководителя и главного дирижера театра Игоря Лацанича (он был вдохновителем первых двух конкурсов и провел всю подготовительную работу к третьему, но не успел, к сожалению, претворить свои великолепные идеи в жизнь, уйдя накануне нового театрального сезона в вечность) «дух» Соломии постоянно присутствовал на регулярно проводимых фестивалях ее имени, куда съезжались «престижные» оперные голоса. Но все ждали и надеялись на новый конкурс.

Ноябрь 2003 года стал мощным прорывом в большую оперу. Государство в лице Министерства культуры и искусств Украины нашло средства на проведение нынешнего конкурса. Общий премиальный фонд составил 135 тысяч гривен, что было значительно больше, чем выделялось раньше. Правда, окончательное решение о проведении конкурса было принято лишь в мае нынешнего года, поэтому многие оперные звезды, особенно зарубежные, не смогли в столь сжатые сроки перепланировать свою работу и гастроли, ведь условия на участие в таких мероприятиях должны обнародоваться не менее чем за год до его проведения. Тем не менее семьдесят профессиональных певцов всех голосовых категорий из десяти стран (в основном СНГ — России, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Молдовы, а также девять человек из Польши) приняли участие в конкурсе. Женщины до 38 лет, мужчины — до сорока. Представительное жюри возглавлял главный хормейстер Национальной оперы Украины, народный артист Украины, профессор Лев Венедиктов.

…Одиннадцать дней, практически с утра до позднего вечера Львовская опера наполнялась волшебными голосами и волшебной музыкой Моцарта, Россини, Верди, Пуччини, Бизе, Леонкавалло, Мусоргского, Чайковского, Лысенко, Генделя и многих других великих композиторов. Каждый исполнитель старался как можно полнее раскрыть и донести до жюри и многочисленных зрителей всю полноту и красоту этой музыки, а также собственное дарование. Конечно, волновались, бывало, и срывались, потом кто-то ликовал от успеха, а кто-то тайком вытирал непрошенные слезы. Конкурс есть конкурс, тем более такой напряженный и действительно очень профессиональный. Проходил он в три тура. В первом 70 его участников исполняли три оперные арии (предложенные им на выбор) в сопровождении фортепиано, во втором — (оставалось уже 30 конкурсантов) две арии в сопровождении оркестра Львовской оперы, причем не должен был повторяться репертуар первого тура. Третий тур предполагал исполнение двух оперных партий, одну из которых, на выбор жюри, участник должен был «преподнести» в полноценном оперном спектакле из репертуара Львовского театра оперы и балета.

Организаторы подчеркивали, что конкурсов, проводимых по такой жесткой программе, практически больше нет. Поэтому они и притягивают, дают возможность испытать новые нагрузки в усложненных условиях.

Победителями стали все 11 участников третьего тура. По условиям конкурса должны были присуждаться две первые премии (отдельно для мужчин и женщин) с премиальным фондом по пять тысяч долларов США в эквиваленте, звание лауреата и золотая медаль (барельеф Соломии Крушельницкой, выполненный на Банкнотно-монетном дворе Национального банка Украины по модели известных украинских скульпторов Оксаны Терехиной и Натальи Домовицких), две вторые премии с соответствующими регалиями и тремя тысячами долларов США каждому и две третьих, призовой фонд которых составлял по две тысячи долларов США, а также пять поощрительных премий в размере одна тысяча долларов каждому дипломанту. Правда, жюри имело оговоренное право присуждать не все премии или делить их между исполнителями (кроме первой). Несмотря на талантливую «палитру» исполнителей, первая премия среди мужчин присвоена не была. Среди женщин ее обладательницей стала Ольга Нагорная (сопрано), окончившая Киевскую консерваторию им.П.Чайковского, стажировавшаяся в Италии, солистка Национальной оперы Украины. Лауреатами второй премии и обладателями серебряных медалей стали Андрей Романенко (тенор), также закончивший Киевскую консерваторию, солист Национальной оперы Украины; Тарас Штонда (бас), после окончания Киевской консерватории — солист Национальной оперы Украины, по контракту работающий сейчас солистом Государственного академического Большого театра России; Татьяна Гаврилова (сопрано), студентка пятого курса Белорусской государственной академии музыки, стажер Национального театра оперы и балета Беларуси; Оксана Дикая (сопрано), студентка пятого курса Национальной музыкальной академии им.П.Чайковского, солистка-стажер Национальной оперы Украины. Среди лауреатов третьей премии — Виктор Дудар (бас), закончивший Львовскую государственную музыкальную академию им.Н.Лысенко, солист Национальной оперы Украины и Львовского театра оперы и балета им.С.Крушельницкой; Сергей Магера (бас), выпускник Высшего музыкального института им. Н.Лысенко во Львове, ныне солист Национальной оперы Украины; Лилия Гревцова (сопрано), выпускница музыкальной академии им. П.Чайковского, солистка Национальной оперы; Инга Мартынова (сопрано), закончившая Одесскую консерваторию им.А.Неждановой, солистка Одесского театра оперы и балета. Дипломантами конкурса, получившими поощрительные премии, были названы Андрей Бенюк (баритон), выпускник Львовского высшего музыкального института им.Н.Лысенко, солист Национальной оперы Украины и Львовского театра оперы и балета им.С.Крушельницкой и Артур Ручинский (баритон), закончивший Музыкальную академию им.Ф.Шопена в Варшаве, солист Варшавской камерной оперы, выступающий также на сцене Большого театра в Варшаве и за границей. Абдумалик Абдукаюмов из Узбекистана приглашен на мастер-класс известного польского оперного исполнителя Александра Телиги, а участница второго тура Наталия Курильцив (сопрано) — для участия в конкурсе им. С.Монюшко в Польше в мае будущего года.

Подводя итоги напряженных и насыщенных творческих состязаний, директор Львовской оперы Тадей Эдер сказал, что первые два конкурса им.С.Крушельницкой открыли немало молодых имен, ставших за эти годы хорошо известными и признанными не только в Украине. Третий конкурс, и это можно говорить с полной уверенностью, обязательно подарит миру оперного искусства новые яркие звезды. Хотя они уже есть и уже состоялись, ведь во Львов в ноябре на две недели съехалась, по сути, вся молодая оперная элита Украины, и победа в таких конкурсах дает молодым исполнителям больше уверенности в своих силах, оттачивает талант, помогает увидеть реальные перспективы.

Конкурс закончен и навсегда вошел в историю украинского оперного искусства. Какую радость истинным его ценителям доставляет сознание того, что в Украине произрастают яркие и самобытные таланты, достойные высоко нести престиж своей страны на любых сценах, в любых странах… А Львов с нетерпением будет ожидать новой встречи с участниками конкурса им.С.Крушельницкой, который, по словам министра культуры и искусств Украины Ю.Богуцкого, присутствовавшего на гала-концерте, должен состояться не позднее, чем через три года. Все условия для этого у нас есть.