UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОЛОС РАСПАХНУТОЙ ДУШИ

Из всех жанров классической музыки массовая культура, можно сказать, «пощадила» только оперу. Даже не пощадила, а приняла в свое лоно как нечто не чуждое себе...

Автор: Екатерина Щеткина

Из всех жанров классической музыки массовая культура, можно сказать, «пощадила» только оперу. Даже не пощадила, а приняла в свое лоно как нечто не чуждое себе. Среди культовых исполнителей современности в плотных рядах поп- и рок-звезд нет-нет, а мелькнет иногда имя певца, представляющего «серьезный» жанр. Что ж, это и неудивительно - он «тоже поет», а это так демократично, так понятно... И имена этих исполнителей произносятся чаще в связи с концертами, чем с оперными постановками. Несмотря на то, что опера все-таки «демократическое искусство», как пытались нас убедить в свое время учебники по истории музыки. Оперное исполнительство делает «шаг навстречу» пожеланиям трудящихся. И вот звезды оперной сцены уже поют (и весьма недурно при том смотрятся) с поп- и рок-звездами в ансамбле. Вот они уже выходят на огромные арены, стадионы, вот они уже прибегают к таким чудесам техники, как микрофоны и динамики. Кто-то посетует на то, что утрачена «чистота искусства», кто-то будет приветствовать то, что разумное-доброе-вечное по-прежнему идет в массы, пускай через динамик. Искусство, как известно, требует жертв. И это ничего, если даже жертвовать приходится собственно искусством.

Многое роднит, конечно, в этом свете оперную звезду и поп-идола. И в первую очередь то, что во главу угла поставлена фигура исполнителя, а не собственно музыка, спектакль, сюжет и т.п. Можно даже сказать, что из оперного исполнителя «делают» поп-идола так же как из безголосого «попсовика» - реклама, продаваемость и размеры гонораров. Но это, конечно, касается только фигуры исполнителя, его «концертной», «футбольной» и газетной ипостаси. У поп-исполнителя, впрочем, этими ипостасями все и ограничивается. У звезды оперной есть еще одна. Возможно, истинная. Но о ней вы реже можете прочитать в прессе. Это, собственно, искусство. О котором нет смысла говорить в плане попсы. И поэтому, наверное, о нем так редко говорят в принципе. И поэтому фигура оперной звезды как бы раздваивается на два уровня существования - «в массы» и «в искусстве». То есть в опере, где его голос гораздо более «на месте», чем на концертных сценах и стадионах.

Мало кому из настоящих оперных звезд удается совместить в своей жизни эти два уровня, не отказаться от одного во имя другого, не потерять своего лица. И если уж это удается - мы со всем основанием говорим о нем как о звезде и личности.

С полным основанием мы можем причислить к ряду таких личностей Командора Ордена искусств и литературы, Кавалера Ордена Почетного легиона Французской Республики, Посла доброй воли ЮНЕСКО, «Каммерзингера» Венской оперы, Почетного доктора Барселонского университета, почетного члена Лондонской королевской музыкальной академии, «одного из трех» - Хосе Каррераса, концерт которого состоится 27 мая 1999 года в Киеве, в Национальном дворце «Украина».

Каррерас начинал свою вокальную карьеру под патронатом Монсеррат Кабалье, с которой он дебютировал в родной Барселоне, но настоящую славу ему принесла победа на конкурсе имени Верди в 1971 году. После этого известнейшие оперные театры мира стали считать честью для себя принять на своей сцене Хосе Каррераса. Он поет в венской Штадс-опере, лондонском «Ковент-Гардене», нью-йоркской «Метрополитен опера», миланской «Ла Скала». Он работает с лучшими дирижерами и постановщиками - Клаудио Аббадо, Риккардо Чайли, Карло Марио Джулини. В 1976 году Герберт фон Караян пригласил Каррераса петь в «Реквиеме» Дж.Верди.

Тот, кому посчастливилось видеть Каррераса на сцене или хотя бы в записи слышать его сильный бархатистый голос, не могли не ощутить того, что он делает это с особой увлеченностью, особым вкусом к каждому движению своего голоса, что не может не увлекать слушателя следовать за ним. Вряд ли все почитатели таланта Каррераса знают о том, что это своеобразный ответ певца на встречу со смертью. После «возвращения» Каррерас решает, что больше не вернется к прежнему образу жизни. «Многочисленные выступления, записи, репетиции, встречи, приемы - это в своем роде цепная реакция… Я думаю, это дорога в никуда. Я решил, что буду выходить на сцену только в том случае, если буду чувствовать от этого настоящее удовольствие…» Каррерас вернулся в «большое искусство» с триумфом в опере «Медея» Керубини, в которой он пел с Монсеррат Кабалье и Еленой Образцовой.

Стоит ли удивляться, что именно Хосе Каррерас сыграл главную роль в биографическом фильме об Энрико Карузо, стоит ли удивляться тому,что фильм-биография самого Каррераса «История жизни» получила премию EMI.

Помимо активной гастрольно-концертной деятельности Каррерас продолжает делать записи, которые пользуются неизменным успехом на музыкальном рынке. Сейчас уже в его дискографии больше 150 альбомов, среди которых 50 опер и сольные концерты, включающие итальянские и испанские песни, мюзикл Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история», эксперименты в поп- и рок-музыке - «South Pacific» Роджера и Хаммерштайна, произведения Ендрю Ллойда Уэббера...

Хосе Каррерас действительно вполне может претендовать на роль культовой фигуры конца ХХ века. Потому что он талантлив. Потому что он сильный человек. Потому что ведет активную творческую и общественную жизнь. Потому что он принадлежит всем нам. Потому что он прекрасный певец. Потому что он умеет соединить в себе образы поп-звезды и замечательного оперного исполнителя. Не потеряв при этом ни культуры исполнения, ни умения принадлежать всем.