2009-й уходит в историю как год празднования 200-летнего юбилея Николая Гоголя. «Празднование» — слишком общее определение в отношении незаурядной и даже мистической личности Николая Васильевича. Ведь магия Гоголя заключается даже в том, что, написав свои «Мертвые души», он и сегодня — «живее всех живых».
Целые поколения восприняли поэму «Мертвые души» только как литературное произведение. А между тем гений в письмах к своим приятелям подчеркивал: «Будьте не мертвыми душами, а живыми».
Если бы этот категорический императив был выполнен, не дошло бы до того, что с тех пор и по сей день нами руководят мертвые души, которые породили коррупцию, бюрократизм, казнокрадство, которые на содержание «реестрового войска» выделяют средств меньше, чем на свой чиновничий аппарат...
По большому счету, Гоголь им «без надобности», но сегодня он стал определенным «трендом». Потому и лепят его в свои выступления, на флаги своих партий — от парламентских до диванных — политики-тяжеловесы и политический секонд-хенд, который Гоголя от Гегеля с трудом отличает.
В Киеве еще в марте наряду с «ликами» желающих нами верховодить и утопить в море счастья и благосостояния, на билбордах появились портреты Гоголя с цитатами из его произведений. То, что год классика все еще продолжается, а билборды уже сняли в пользу самопровозглашенной элиты, свидетельствует о мимолетном, «датском» ее мышлении.
Однако, как по мне, даже в тех весенних портретах Николая Васильевича есть определенный позитив — все-таки юбилей...
Но ведь цитаты выбирали те, кто идет вперед с повернутой назад головой. Под не самым лучшим портретом Гоголя вписали известные строки из письма к Максимовичу 1833 года: «В Киев, в древний Киев, в прекрасный Киев!..» Дальше должно было быть: «Он наш, он не их — не правда ли?».
Если бы знал кого-нибудь, спросил бы: «Ребята, если вы боитесь рассердить Путина или накликать новое обращение российского президента к нашему, зачем тогда взяли эту цитату?». У Гоголя их тысячи.
Было, правда, на билбордах и о «птице», которая не может долететь до середины Днепра... Впрочем, и «птица» здесь уже некстати: новоявленные разбойники, душители украинского народа, носы в шинелях от Кардена настроили на берегах Днепра такие хоромы, что и вправду редкая птица их перелетит...
От потока статей, телесюжетов в юбилейные дни повеяло печалью. Я не услышал ни одного нового открытия из жизни гения. Только вода в ступе, которую толокут уже больше века, и факты, которые передирают друг у друга.
К кочующим стереотипам отношу следующие: история с дворянством рода Гоголя, место и время его рождения; Пушкин и тема «Ревизора»; продал душу дьяволу и потому, дескать, мастерски описал нечистую силу; сжег второй том «Мертвых душ»; имел отношения с женщинами или не имел; как религиозный фанатик заморил себя постом и т.д.
Остановлюсь только на некоторых из них...
* * *
Многие гоголеведы без малейшего сомнения указывают на происхождение рода Гоголей от подольского полковника. В.Чаговец, А.Оглоблин, позже В. Шенрок и П.Кулиш писали об этом ссылаясь на документы из сундука Марии Ивановны, а не на императорские архивы. Только А.Лазаревский в работе «Данные о предках Гоголя» в 1902 году предостерегает: «Напечатанные свидетельства о предках Гоголя до сих пор не точны, поскольку единственным их источником являются слова дяди Гоголя Афанасия о своем происхождении»...
Грамота на гербовой бумаге в сундуке Марии Ивановны была. Но во времена «массового похода» украинцев за дворянскими титулами она была и у литературного героя Мартына Борули, только «писар, бодай йому руки покорчило», написал БЕруля. Потому все приходится делить на два.
Погружаясь в биографию автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», писатель В.Набоков отметил, что о Гоголе мы ничего не можем сказать наверняка, кроме даты его рождения. Однако и он поторопился с выводами. Как указано во всех энциклопедиях и словарях, а также в статьях, написанных на основе этих данных, Гоголь родился 20 марта 1809 г., или 1 апреля по новому стилю. В «Литературной газете» (2009, №14) доктор филологических наук В.Воропаев из Москвы собрал известные придирчивым исследователям факты на эту тему. Двоюродная сестра Гоголя Мария Синельникова из рода Ходаревских, а также родная сестра Ольга, в замужестве Головня, свидетельствуют, что он родился 19 марта, в один день с Ольгой (разница в 16 лет). Есть свидетельство и М.Максимовича, который отмечал 40-летие Гоголя 19.03.1849 г. у С.Аксакова, у которого и в 1850 г. был на обеде по тому же поводу. Ученые объясняют это ошибкой священника во время записи в метрическую книгу, но прогрессивное человечество с окаменевшей даты не собьешь.
Во многих книгах о Гоголе представлена фотография домика врача Трофимовского в Великих Сорочинцах. Там якобы родился будущий писатель. Но тот же М.Максимович в журнале «Москвитянин» за 1854 год пишет, что роженица Мария Ивановна квартировала с новорожденным в «домике генеральши Дмитриевой, в котором и родился 19 марта Н.В. Гоголь».
Восторженная поклонница его творчества редактор Шишацкой районной газеты Л.Полницкая услышала от старожилов и пересказала мне легенду о рождении Гоголя на телеге посреди плеса, образовавшегося в паводок на реке Псел. Если это только романтическая легенда, то она вполне в духе Гоголя. Конечно же, у меня нет документа подтверждающего эту легенду, но ведь нет и фактов опровергающих ее.
Как известно, у молодых супругов каждый год рождались мертвые дети. Когда Мария Ивановна носила под сердцем сына и молилась за него святому Николаю в Диканьках, Василий Афанасьевич договорился с врачом Трофимовским, что тот присмотрит за ней до родов. Если согласиться с народной версией о родах на телеге «посреди Псла», то станет понятно, что Гоголь пришел в мир раньше времени, а такие люди в большинстве своем необычные. Тогда и понимаешь, что, захватив тельцем весенней прохлады, он потом никогда не мог согреться, пока не попал в Италию. Перебирая страну за страной, он писал: «Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Рим для того, чтобы жить».
Один из самых распространенных стереотипов гласит, что тему для «Ревизора» Гоголю дал Пушкин. В изданном к юбилею томе читаю комментарии одного профессора, который с уверенностью утверждает: этот сюжет Гоголь позаимствовал у античных писателей, этот — у Пушкина, а тот — из анекдота. Так и хочется сказать: в наше время существует множество анекдотов о Чапаеве, злой теще и Штирлице. Если ты такой умный, возьми и напиши на их основе пьесу, которую будут ставить в театрах мира!
Да, есть свидетельство Пушкина, что именно он дал этот сюжет, и Гоголь этого не отрицает. Но не следует забывать, что он с юных лет крутился в Кибинцах в придворном театре, где его отец ставил свои пьесы. Что в Нежинском лицее он с успехом играл даже женские роли. Что, приехав в Петербург, пошел на актерские пробы в императорский театр. Следовательно, дух лицедейства жил в нем всегда. К написанию этой пьесы он давно был готов.
Став знаменитым, он приезжал домой со своими друзьями Пащенко и Данилевским. В дороге и происходили репетиции будущего произведения. Молодые шутники высылали вперед Пащенко, чтобы тот говорил начальникам почтовых станций, что за ним инкогнито едет ревизор. Потому прибывших позднее Гоголя и Данилевского встречали с особой предупредительностью. Неудивительно, что «Ревизора» Гоголь написал за два месяца.
Еще один стереотип: исследователи единодушно утверждают, что Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». Ну, пусть уже старые, которые писали диссертации во времена развитого социализма и соцреализма. А что же по этому поводу говорили ученые независимой Украины?
Пользуясь творческим методом Ж.Сименона, А.Кристи и других литераторов, которые принимали к рассмотрению по 5—10 версий и, проверяя каждую, оставляли одну — истинную, я тоже выдвигаю четыре версии, еще никем не опровергнутые.
Первая. Гоголь сжег второй том «Мертвых душ» — о чем есть письменные свидетельства его самого и его друзей.
Вторая. Гоголь сжег только один из вариантов, поскольку над произведением он работал в Риме, в Россию приехал ненадолго и всех бумаг не привез. Он собирался вернуться и, как писала сестра Ольга, если бы не заехал в Москву, то был бы жив. К юбилею этого года в Румянцевской библиотеке в Москве выставили несколько писем и пуговицу Гоголя. А где же все остальное из тех двух чемоданов документов, которые после его смерти привез в Россию его друг художник А.Иванов? Не сомневаюсь: если там «Мертвые души» были о России, какой ее видел и описал в письмах Гоголь, то это произведение не могло быть напечатанным ни при царе, ни при его наследниках.
Нам больше века твердили, что Меншиков дотла сжег Батурин и резиденцию гетмана Мазепы. А несколько лет назад петербургский историк Татьяна Таирова-Яковлева обнаружила неразобранный и неописанный архив Мазепы — почти две тысячи документов. На его основе она написала книгу о гетмане и посрамила несколько поколений лжеисториков, выполнявших идеологический заказ. Где бы нам найти такую Татьяну Яковлеву и для Гоголя?
Третья версия. Гоголь «Мертвые души» закопал. Возможно, это тоже романтическая легенда, я слышал ее только в его родной Яновщине. Рассказывали, что в один из последних приездов домой молодой барин нанял мужиков, которые насыпали в конце сада могилу. А потом среди ночи кто-то приезжал и что-то там закопал.
Эту легенду краем уха слышал и И.Золотусский, автор книги «Гоголь» из серии «ЖЗЛ», которая выдержала шесть изданий. Он пересказал ее в документальном фильме, снятом к 200-летнему юбилею классика.
Четвертая версия. Гоголь второго тома «Мертвых душ» не написал. Он читал друзьям отдельные главы, сообщал в письмах о продолжающихся годами творческих муках. И многие его современники высказывали сомнения, что произведение завершено.
С нелегкой руки писателя Мережковского почти столетие в литературоведении гуляет тема «Гоголь и черт». Сколько знатоков бралось свидетельствовать, что Гоголь продал душу дьяволу, поэтому так точно и описал нечистую силу. Атеисты не знают, что верующего человека Господь ограждает от злой силы охранной стеной, а Гоголь был глубоко верующим. Однако ни одного исследования на тему «Гоголь и Святой Дух» мне не попадалось. И неудивительно, ведь для этого и исследователю нужна вера.
Версий может быть и больше. Гоголь — вечная загадка, которую будет разгадывать еще не одно поколение исследователей.
Я же всегда делал акцент на одном из его заветов: «Будьте не мертвыми душами, а живыми». А теперь добавлю к нему еще и жемчужину, которую нашел в его письмах и дарю многим добрым людям: «Будьте здоровы и веселы, и считайте все дни не иначе как именинами».