Гогольfest продолжался в Киеве почти месяц. Майские праздники, затянувшиеся до пределов абсурда, удачно рифмовались с форумом, который под одной крышей собрал представителей современного театра, передовиков перформанса, мастеров хорового пения. И всех остальных, кого удалось собрать на время «каникул». Итог феста: Николай Васильевич все-таки обрел на родине постоянную «прописку» — пока, правда, в скандальном долгострое на Печерских холмах.
Хорошего на Гоголь-фесте много. Главное, это — де-факто единственный в Киеве международный фестиваль современного искусства. Как известно, организовал его киевский режиссер Влад Троицкий, по словам которого бюджет акции приближается к 650 тыс. долл. (100 тыс. выделила Киевгорадминистрация, остальные средства оргкомитет одолжил под процент.)
Ввиду «частности» мероприятия, задействованы в форуме не креатуры Минкульта с шароварными вариациями, а разнообразные независимые авангардисты-художники, музыканты, театралы, киношники. В основном — представители Украины. Но были еще россияне, венгры.
На гоголевский марафон Троицкий пригласил звучные имена. Из художников — А.Ройтбурд, М.Вайсберг, А.Соломко, О.Чепелик. Из музыкантов — А.Загайкевич, экспериментаторы «Фоа Хока», и знаменитый российский ансамбль Покровского и Свято-Никольский хор.
Среди театральной гвардии выделялся Жолдак, давненько не появлявшийся в Украине. И, наконец, доехавший к нам Береговский национальный венгерский театр им.Дьюлы Ийеша.
Небесполезным новшеством фестиваля стали мастер-классы — с публикой общались маститые профи.
В будущем Троицкий декларирует Гоголь-фест как «пятиэтапную программу», а фестиваль и нынешние мастер-классы якобы перерастут в постоянно действующую на базе «Мистецького Арсенала» школу современного искусства.
«Будущее» должно наступить очень скоро: UNESCO уже провозгласило 2009-й Годом Гоголя.
Само громадье планов поражает сюрреалистичностью масштабов обещанного. В обозримом будущем (надо думать, что к 2009-му?) фестиваль «має стати обличчям України, як Авіньйонський та Каннський фестивалі — обличчя Франції, Чехівський — обличчя Росії, Венеціанський бієнале — Італії».
Так и подмывает поинтересоваться у Троицкого: и на Марсе будут наши яблони цвести?
На фоне этого возможного великолепия теряется одно скромное желание организаторов— «перетворити «Мистецький Арсенал» на один із потужних центрів світового фестивального руху в царині сучасного мистецтва». Иными словами, речь о задекларированном намерении освоить «Арсенал» в качестве площадки для круглогодичной работы.
Впрочем, государство приостановило свое собственное «освоение» -- лишь на время фестиваля?
***
Надо заметить, повседневная фестивальная практика все же отличалась от мажорной теории. Холодно, братцы, в пока не отреставрированном «Арсенале»! И слегка безалаберно! Задекларированный «синтез искусств» выражался в презентации актуального «изо», театра, музыки, кино и литературы.
Первое — «изо» — желающие могли «бесплатно» посмотреть на двух этажах «Арсенала». Все остальное — на нескольких сценах. Добираться к главной сцене нужно было мимо 13 «кураторских» проектов (т.е. мимо основной части худэкспозиции).
Еще одна «андеграундная» (дискотечная) сцена, где располагалась экспозиция Underground, — в подземном помещении.
«Камерная» сцена — отдельный «отсек» -- рядом с входом в «Арсенал». Стоимость билетов на спектакли и «громкие» акции (вроде концерта ансамбля Покровского) установили в 20 — 60 грн. Но на многое вполне можно было пройти бесплатно. Меньше всех повезло как раз тем, кто заплатил. С трудом прорвавшись в зал сквозь безбилетную толпу, им приходилось с боем занимать место (стулья не пронумерованы).
Однако, это мелочи. Главным «но» феста, на мой взгляд, оказалась очевидное отсутствие программных мотиваций… И, что самое немаловажное, — уже традиционное для Киева отсутствие четкой и ясной концепции. Вместо которой, снова-таки по не лучшей традиции, у нас много говорилось о «свободе искусства» и «творческих изъявлениях художников».
Наглядной иллюстрацией этой ситуации может служить хотя бы постоянная худэкспозиция Гоголь-феста. Кстати, не самая представительная даже на традиционном «киевском» фоне. (Где Цаголов? Где группа «РЕП»? Где…?)
Проекты «Картели кураторов» на первом этаже объединяло разве что одно: каждая из 13 галерей и каждый из кураторов, к которым со своим проектом присоединился и сам Троицкий, постарались продемонстрировать, что сотрудничают только с самыми раскрученными «совукрхудожниками» последнего времени.
Увы, большинство работ наших «звезд», мягко говоря, вторичны. И даже если не повторяют буквально передовые достижения последнего по времени Венецианского биеннале, то повторяют «сами себя» (а в крайнем случае, экспонировались не раз и не два).
Во внимание это никто не взял. Хотя трудно не заметить, что «географические» экзерсисы Юрия Соломко особо не изменились за последние лет пять. И переливающаяся разными цветами собранная из картона мужская фигурка авторства Александра Лидаговского (проект «Урок рисования», куратор Олег Байшев, галерея «Коллекция») — совсем не «новое слово».
А вот и проект «Совиарт» — «Ничего личного…». Если опустить путанные объяснения относительно «специфики», то за черной пленкой и табличкой «Для взрослых» — почти что жесткое порно… Что ж, и западные мэтры практикуют подобное под грифом «шедевры» — чего Киеву-то отставать?
Но самое яркое впечатление оставил как раз наиболее традиционалистский проект Украинской ассоциации дизайнеров-графиков — «Рожденные в Украине» (группа «4-й блок», куратор Владимир Лесняк). Авторские плакаты, героями которых стали «великие украинцы» от князей, Сковороды, Шевченко до Ахматовой, Булгакова, Малевича, Хвылевого (и других), не просто сделаны высокопрофессионально, а на законных основаниях могут быть названы подлинными произведениями искусства. Да и в отсутствии пресловутой «концепции патриотизма» (Гоголь ведь был патриотом, разве нет?) этот проект не упрекнешь.
А вот открытая экспозиция в подвальном этаже показалась мне настоящей мистификацией! Больше всего Underground напомнил даже не Андреевский с его «худкрасотами», а настоящую свалку. В темноте и запредельном сыром холоде на стенах оказалось… Вначале — худфото и известная видеоинсталляция Оксаны Чепелик «Младенцы на заказ» (видео — череда родов). Но уже по соседству с Чепелик… Из множества сот авторов и проектов лично я смогла выделить «нечто», с трудом поддающееся осмыслению (если не учитывать «раскрученных» тральфреалистов и блекловатый поп-арт от теперь уже и куратора Антона Мухарского — с мордашками поп-звезд)… Это ироничные «шахтерские» панно. И уж очень насмешила «картина» с бесхитростным криком души автора: «В Украине на х… не нужны таланты!»
Оно, конечно.
— Да никто и не придумывал «концепции» подвала! То есть «андеграунда», — конфиденциально поведал мне один из участников «свалки». — Просто, работы самых «крутых» разместили на первом этаже. А здесь, внизу —маргиналы. Ближе к началу Underground дали место художникам поизвестней. Подальше вывешивали, кто что хотел и чего было, даже дипломные работы 20-летней давности.
О «классовом неравенстве» — у Гоголя тоже можно найти.
***
«Один день Ивана Денисовича» |
Впрочем, шинели — едва ли не единственное напоминание о классике непосредственно. И ответственнее всего к гоголевской теме, как они ее отгадали, отнеслись гости-музыканты Покровского и московская студия SounDrama, которые играли в Киеве все же «по Гоголю». Кроме них, о «герое» и «главном украинском бренде» вспомнили разве что некоторые безвестные художники — из андеграундной экспозиции.
***
Театральный блок на Гогольfest был представлен довольно выпукло, исходя из специфики деятельности самого Троицкого. В программе — и Жолдак, и Виднянский. Разочарованием стал, пожалуй, перформанс легендарного Антона Адасинского и его «Дерева», «Волчье танго». После всех-то «легенд»… Бывшие питерцы и нынешние «немцы» в Киеве беззвучно вывалялись в грязи, отжали половые тряпки, чего-то подожгли, затем потушили. И все это — с очень сосредоточенным видом! Нет, пение «Дахи Брахи», определенно, куда занятнее. Впрочем, неудачу Адасинского можно объяснить незнакомой и мало приспособленной для «игры в театр» сценической площадкой.
И все же занятнее всего на Гоголь-фесте, как всегда у нас, реакция публики. Шарахаясь от любого увиденного предмета, неискушенный зритель явно не различает, где «хорошо», где — «плохо». «Не понимаю этого авангарда!» — шепчется. Зато прорвавшись с боем на спектакль того же Адасинского, мерзнет ради одного: возможности упоенно похлопать в финале. Тогда-то и свяжутся все узелки: и мы нынче «прогрессивны» и «авангардны»! Несомненно, кто бы спорил?
В стране, где современное искусство едва-едва самоидентифицируется, где кислородных подушек не хватит, чтобы поддержать ему жизнь, масштаб и размах Гогольfest воистину изумляет, восхищает и… настораживает. Старый вождистский принцип «Лучше меньше да лучше» — неплохая шпаргалка для этого важного во всех отношениях мероприятия.
Впрочем, самый большой прок от этого форума все-таки персонально Николаю Васильевичу, который «узаконил» своей фантасмагоричностью такую же фантасмагорию вокруг стройки века – «Мистецького Арсеналу».