UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гоголь, Глущенко. И «Мертвые души»

На Андреевском спуске в галерее «Антик-центр» — «Мертвые души» в иллюстрациях гениального Николая Глущенко (1901—1977)...

Автор: Екатерина Константинова

На Андреевском спуске в галерее «Антик-центр» — «Мертвые души» в иллюстрациях гениального Николая Глущенко (1901—1977). Организаторы успели подготовить экспозицию к 200-летнему юбилею Н.Гоголя.

Возможно, не все любители живописи знают, что наш знаменитый соотечественник Николай Глущенко с большим воодушевлением занимался иллюстрированием книг. Хотя и создал рисунки всего к двум изданиям: «Мертвым душам» Николая Гоголя и «Fata morgana» Михаила Коцюбинского.

Интересно, что Гоголь писал свою поэму в Риме, а Глущенко работал над «Мертвыми душами» в Париже в 1930—1931 годах. К этому времени художник считался уже признанным европейским мастером. Он переехал из Берлина в Париж в 1925 г. Во второй половине 20-х и в начале 30-х годов ХХ века выставки его произведений с успехом прошли в Париже, Риме, Милане, Стокгольме, Праге, Львове.

К сожалению, «Мертвые души» в тандеме двух авторов в свое время так и не появились на свет. От кропотливой работы художника осталась лишь стопка разрозненных листков, которые пришлось идентифицировать, приводить в порядок семье киевского коллекционера, эксперта-искусствоведа Александра Брея.

Куратором данной выставки стала его дочь, Наталья Брей.

Кстати, первое издание «Мертвых душ» 1900 года — тоже собственность этой семьи. Из него и были позаимствованы выдержки из текста для буклета. Это основной источник, на который опирались организаторы выставки при атрибуции данных работ. Благодаря этому буклету, Глущенко и Гоголь — в «дуэте», то есть каждый рисунок сопровождает выдержка из произведения.

Всего в экспозиции «Мертвые души» представлены 32 графические работы. В этих рисунках угадываются образы Чичикова, Манилова, Собакевича, Плюшкина… русского мужика и вечного бездорожья…

Многие иллюстрации пронумерованы, на них стоят типографские штампы. Значит книга должна была вот-вот выйти в свет… Почему это не случилось в 30-е годы прошлого века, история умалчивает.

— Мой отец перебирал архив и наткнулся на стопку рисунков Глущенко, — говорит куратор выставки Наталья Брей. — Ведь в свое время через руки отца прошло очень много работ художника. Он хорошо знал семью Глущенко, покупал у них работы. Сначала у супруги Марии Давыдовны, а потом у племянников. В то время художник жил в Париже. И даже для нашей семьи открытием оказался тот факт, что Глущенко помимо живописи занимался и иллюстрированием книг.

Эти графические работы пришлось упорядочить, многое исследовать. Все эти работы почти готовы для печати, на многих из них стоят типографские штампы. Но в то время начинания художника были прерваны или войной, или может быть, тем, что возникли проблемы с типографией. Мы хотим познакомить публику еще и с Глущенко-графиком. Ведь этот стиль менее известен.

О творчестве Николая Петровича можно говорить долго. Это один из тех художников, который всегда вызывает много эмоций, суждений.

— Николай Глущенко вернулся из Парижа в СССР еще в 1936-м, вначале в Москву, а в 1944-м, после освобождения Киева, — в советскую Украину, — рассказывает Александр Брей, владелец антикварного салона «Антик-центр». — Он приехал уже состоявшимся, признанным европейским мастером. Был воспитан на буржуазной культуре. И вдруг попал в сталинскую атмосферу.

Конечно, он чувствовал себя не в своей тарелке. Его картины были написаны слишком свободно и буржуазно для советской действительности. Картины Глущенко не вписывались в стиль сталинского соцреализма. Ведь он до конца своих дней прогрессировал, экспериментировал и не был похож ни на одного советского художника. По сути он был единственным европейским художником на территории Украины. Поэтому его невзлюбили официальные мэтры во главе с Александром Герасимовым.

Николая Петровича часто сравнивали с Константином Коровиным. Это декоративная яркая живопись, широкий мазок, искренняя любовь к Парижу. Время все расставляет на свои места. И Глущенко во многом оказался прав: время сработало на него. Теперь его картины смотрятся во многом современно. И они всегда будут высоко цениться коллекционерами.

«Странные люди эти господа чиновники, а за ними и все прочие звания…»
Глущенковские иллюстрации к Гоголю экспрессивны, с долей фантазии. В «Мертвых душах» Глущенко раскованный, свободный. Эти иллюстрации в чем-то парадоксальны. Некоторых героев узнаешь мгновенно, но есть рисунки, над которыми можно долго гадать… Два символа фигурируют на протяжении всего произведения — кабак и вечное бездорожье.

— Рисунки Николая Петровича — сплошное наслаждение, — говорит коллекционер Игорь Дыченко. — Гоголь рисовал героев словом, Глущенко «рыл тоннель» собственным пониманием. У него главные герои — позади второстепенных. На первое место художник поставил обывателей — пьяниц, возниц, девок… Он рисовал их пером, квачом и даже создавал фактуру, отрывая кружево от юбки свой жены Мари. Глущенко сделал к «Мертвым душам» такую «спідницю», чтобы она еще и танцевала. Этот художник очень хорошо чувствует Гоголя, зрительно его воспроизводит. Черно-белая графика — еще одна тайна Глущенко, которого в Париже называли «украинским Аполлоном».

Второй зал галереи «Антик-Центр» отдан тоже Глущенко, но уже маститому, узнаваемому — эпохи 70-х. Тогда Николай Петрович уже был признанным в СССР, лауреатом Государственной премии Т.Шевченко. Среди представленных работ — «Подсолнечники», «Березки», «Брюссель. Парк и небоскребы», «Женщина в кресле». Эти работы — живые. В них — запах травы, шелест листьев, окружающее тепло. Эта раскрепощенная, артистическая художественная манера ощущается мгновенно и не оставляет никого равнодушным.

Коллекционер Александр Брей неохотно говорит о стоимости работ мастера. Для него они бесценны и расставаться с этими картинами он не собирается. Хотя каждая, даже небольшая графическая работа, по мнению эксперта, оценивается в сумму от 10000 долларов.